Введение. Понятия, виды, функции и механизмы массовой коммуникации Средства массовой коммуникации понятие и функции

Содержание: Введение ................................................................................... 2 1 . Структура массовой коммуникации .............................3 2. Средства передачи массовой информации … ............. 7 3. Функции массовой коммуникации ............................ 17 Список литературы ............................................................ 21

Введение

Коммуникация-передача информации от субъекта к объекту с её последующем усвоением.

Массовая коммуникация - передача представителям всех фрагментов общества сообщения, которое было воспринято и усвоено множеством не связанных друг с другом аудиторий

Ма ссовая коммуника ция (англ. mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения М. К. в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть "средствами массовой информации и пропаганды" или "средствами М. к.".

М. К. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение - сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

  1. Структура массовой коммуникации

Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях - обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом.

Классическая модель коммуникации представлена Г. Лассуэллом в его работе "Структура и функция коммуникации в обществе", где он выделял следующие звенья коммуникацион­ного процесса:

    Коммуникатор - источник информации. B условиях массовой коммуникации в этой роли чаще всего выступает ор­ганизация со своим разделением ролей - заказчик, спичрайтер, диктор и т.д. Коммуникаторами выступают все эти лица, если им удастся сделать сообщение.

    Канал коммуникации - средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора аудитории нетрадици­онно понятие и классификация каналов происходили техниче­ски, в зависимости от используемого способа передачи инфор­мации. В данном пособии канал рассматривается как отдельная организация, имеющая свою аудиторию и свой стиль подачи информации (включая и технические приёмы).

4. Аудитория - сообщество людей, восприятия сообще­ния которыми добивается коммуникатор. Аудиторию можно рассматривать и. как совокупность всех адресатов; но можно вы­делять и много аудиторий одного акта массовой коммуникации, понимая их социальные отличия. Отдельный объект коммуни­кации будет называться реципиентом.

5. Эффект - результат, которого добивается коммуника­тор в результате свершения акта коммуникации.

Эту формулу Лассуэлл представил схематично следую­щим образом: "Кто - сообщает Что - по какому Каналу - Кому -с каким Эффектом?". Впоследствии Лассуэлл добавил к своей модели дополнительные характеристики: цель и стратегия, ком­муникатора и фон (ситуация), на котором происходит процесс коммуникации.

Несмотря на крайнюю распространённость понятия "массовая коммуникация", стандартного определения его не су­ществует; более того, большинство из предлагаемых не выгля­дит чёткими. Так, Л. Федотова даёт следующее определение: коммуникация может называться массовой, если она технически охватывает всю популяцию и получение информации для неё финансово доступнее - В этом подходе называются условия, не­обходимые для возникновения и распространения массовой коммуникации - технический и финансовый доступ аудитории. Они показывают, что в традиционном обществе массовая ком­муникация возникнуть не могла, таким образом, следует, что кассовая коммуникация есть следствие модернизации. Но в це­лом определение не годится и является безусловно сужающим. Во-первых, недостаточно точен термин "популяция" - он может быть воспринят от национального уровня до группового. Во-вторых, если берём национальный уровень (масса общества в целом является аудиторией МК), то книги, кино, журналы и Ин­тернет выпадают из зоны массовой коммуникации, так как поль­зователями отдельного канала является явное меньшинство об­щества. Так, Интернетом летом 2001 не реже раза в месяц поль­зовались 10,5% городского населения (при этом 30% пользова­телей Рунета находились за пределами РФ); общее число поль­зователей Интернета летом 2006 достигло всего лишь 16% при 12% в 20005. При этом вопрос, от чего измерять массовость ау­дитории - от пользователей ТВ в целом, отдельного канала (ОРТ), программы ("Времена") или даже сюжета. Вопрос часто­ты здесь вторичен и измеряется проще, данный же вопрос пред­ставляется спорным; необходим другой критерий, не связанный с размерами фактической аудитории относительно общества.

Л. Володина и О. Карпухина предлагают следующее опре­деление, ссылаясь на X. Ортегу-и-Гассета, Г. Лебона и М. Маклюэна: процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории. Дей­ствительно,)для массовой коммуникации характерно использова­ние технических средств, а на современном этапе с его огромной конкуренцией между коммуникаторами отказ от техники будет губительным для участника рынка и никому не придёт в голову. Тем не менее это - атрибутивное, а не существенное свойство мас­совой коммуникации. Она как интегратор осуществлялась и до по­строения техносферы, только с гораздо меньшими возможностями и эффективностью. Как и в варианте Федотовой, здесь понятие строится на вольно трактуемом измерении: какие аудитории явля­ются численно большими. Принципиально важно, что аудиторий несколько и они рассредоточены; чётко можно провести грань ме­жду коммуникацией массовой и групповой. Итак, массовая ком­муникация одновременно обращается к нескольким рассредото­ченным аудиториям, для чего обращается к технике и что является финансово затратным.

Всё это является верным, но не показывает самого духа массовой коммуникации и исторических предпосылок. На мой взгляд, коммуникация диагностируется как массовая объёмом адресата, а не объёмом реципиента - не до кого дошло сообще­ние, а до кого оно могло бы дойти в принципе. Коммуникация является массовой, если она адресована представителям всех классов, этносов и регионов и может быть закрыта только для исключённьгх. Отсюда также видно, что массовая коммуникация не могла возникнуть раньше эффекта сломанных перегородок, когда у разных классов существовала разная мораль, и инфор­мация имела разную значимость.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее спе­цифику подвиды - экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой ин­формации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание (как данная информация отражает общественные процессы); субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с ее помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель - управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации - мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

    диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;

    органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

    постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

    наличие объективной стороны при оценке массовой информа­ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин­формации);

    наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку цен­ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

Область исследований

Дисциплина изучает институты средств массовой коммуникации и процессы, такие как распространение различных сообщений, а также воздействие на психику .

Массовые коммуникации в ряду смежных наук

Психология массовой коммуникации - новая, современная метанаука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

Исследования в области массовых коммуникаций

Понятие массовой коммуникации

Массовая коммуникация - это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.

Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».

Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и разработанное позднее Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

Под публикой ими понималась такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Основные психологические характеристики массовой коммуникации

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов

2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК)

6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях

8. Формирование слухов с определенными целями

9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде)

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Развитие коммуникаций в современном обществе включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Т. о. массовая коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Сpедства массовой коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом масскоммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения определенной информации и заложенных в ней ценностей (ценностных ориентаций).

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и др.аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Также достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового общения.

Источники

  • Зяблюк Н. Г. Индустрия управляемой информации. («Паблик рилайшнз» - система пропаганды большого бизнеса США). - М.: 1971
  • Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. «Рефл-бук», «Ваклер». 1999
  • Терин В.П., Массовая коммуникация: исследование опыта Запада, М., 2000.
  • Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.:"ОЛМА-ПРЕСС" 2002
  • Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: «Трейн», 2007
  • Hartley, J.: «Mass communication», in O’Sullivan; Fiske (eds): Key Concept in Communication and Cultural Studies (Routledge, 1997).
  • Mackay, H.; O’Sullivan T.: The Media Reader: Continuity and Transformation (Sage, 1999).
  • McQuail, D.: McQuail’s Mass Communication Theory (fifth edition) (Sage, 2005).
  • Thompson, John B.: The Media and Modernity , Polity, 1995.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Массовые коммуникации" в других словарях:

    - (от лат. communico делаю общим) линии обеспечения того или иного объекта, по которым осуществляется обмен как материальным, так и информационным обеспечением (для армии см. Тыловое обеспечение) Инженерные коммуникации комплекс систем,… … Википедия

    массовые средства коммуникации - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN media landscape … Справочник технического переводчика

    СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - область социологии, предмет к рой закономерности массовых информационных процессов и деятельности соц. ин тов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С.м.к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой … Российская социологическая энциклопедия

    Премия Рунета. Этой статуэткой награждаются победители … Википедия

    Премия Рунета. Этой статуэткой награждаются победители Диплом «Премии Рунета» «Премия Рунета» награда лучшим сайтам Рунета. Присуждается ежегодно в номинациях: Наука и образование, Здоровье и общество, Государство и общество, Здоровье и отдых.… … Википедия

    URL: zvuki.ru Регистрация: Необязательная … Википедия

    Проекты РИА Новости, удостоенные "Премии Рунета" - Премия Рунета общенациональная награда в области высоких технологий и интернета, поощряющая заслуги компаний лидеров в области информационных технологий и электронных коммуникаций, а также государственные и общественные организации, бизнес… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (Riesman) Дэвид (p. 1909) амер. исследователь, представитель психоаналитич. ориентации в социологии и культурологии. В 1931 получил степень д ра биохимич. наук. После трехлетнего обучения в Гарвард. школе права становится проф.… … Энциклопедия культурологии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кулебаки (значения). Город Кулебаки Герб … Википедия

Книги

  • Массовые коммуникации и медиапланирование. Учебное пособие для вузов , Головлева Елена Леонидовна. 352 стр. В рамках учебного пособия рассматривается широкий спектр подходов к определению понятия коммуникации. Это теоретические разработки российских и зарубежных исследователей в области…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, структура, функции и эффективность массовой коммуникации. Процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2005

    Качество информационных технологий. Взаимоотношения общества и СМИ. Общая характеристика средств массовой информации. Радио и телевидение, их роль в ПР деятельности. Особые характеристики телевидения. Основные различия между радио и телевидением.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2011

    Коммуникация как одна из центральных составляющих современного общества. Социальная значимость массовой коммуникации. Формы потребления информации разными социальными общностями. Пути активизации информационно-потребительской деятельности аудитории.

    реферат , добавлен 06.03.2015

    Исследование состава и границ аудиторий печатных средств массовой коммуникации. Особенности рекламы в СМК. Анализ деятельности газеты "Metro": тираж, целевая аудитория. Разработка стратегии, направленной на увеличение сегмента молодежной аудитории газеты.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Российский рынок рекламы. Маркетинговая ситуация в рекламе. Глобализация информационных процессов на современном этапе. Деятельность средств массовой коммуникации как реализация интересов разных социальных субъектов. СМИ как "четвертая власть" в обществе.

    курс лекций , добавлен 17.01.2011

    Понятие стереотипа и механизмы его формирования в процессе массовой коммуникации. Стереотип о блондинках: суть и история возникновения. Средства массовой коммуникации как инструмент формирования стереотипа о блондинках, образы блондинок в кинематографе.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Изучение сущности, задач и функций рекламы. Классификация средств рекламирования: все виды прессы (газеты, журналы, еженедельники); аудиовизуальные средства (телевидение, радио, кино, видео); прямая рассылка почтой; наружная реклама; система Интернет.

    Массовая коммуникация.

    Понятие и особенности массовой коммуникации.

    Все системы коммуникации можно разделить на две группы: системы массовой и системы межличностной коммуникации . Основной признак систем массовой коммуникации – в рамках этих систем два отдельных индивидуума не могут обособленно обмениваться информацией между собой. Соответственно, массовая коммуникация – процесс оперирования информацией, в котором участвует большое количество людей. К массовой коммуникации относят массовые действия карнавального типа, политические, религиозные и культурные собрания, деятельность выставок, музеев, библиотек, систем образования, а также действия, совершаемые с помощью технических средств и сетей – телефона, телефакса, компьютера. Системы второй группы – межличностной коммуникации – позволяют отдельным индивидуумам установить обособленный (от других членов общества) обмен информацией. К числу таких систем относится телефон, телеграф и другие виды почтовой связи, а также примером межличностной коммуникации являются беседы, экзамены и другие подобные способы общения.

    В советской теории масс-медиа в конце 70-х годов ХХ века оформился методологический подход, в соответствии с которым массовая коммуникация интерпретируется как процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории 1 . До сих пор этот подход сохраняет свою актуальность 2 .

    Основная функция массовой коммуникации в соответствии с указанным подходом заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами) и самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального образования. Массовая коммуникация выполняет и иные важные социальные функции:

    распространяет информацию о действительности;

    передает от поколения к поколению ценности культуры;

    предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

    Таким образом, данный подход настаивает на определении массовой коммуникации не как любой коммуникации, в которой участвует множество людей, а только осуществляемой при помощи технических средств, прежде всего таких, как печать, радио и телевидение. Их еще называют средствами массовой коммуникации . Этот термин стал использоваться в официальных документах после включения его в преамбулу устава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1946 году.

    Возможность вычленения и применения такого подхода объясняется тем, что именно использование технических средств передачи информации превращает коммуникацию в массовую, поскольку дает возможность одновременно включать в процесс коммуникации огромное количество людей, самые разнообразные социальные группы и общности. Это приводит к тому, что при помощи средств массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные личности, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация – это прежде всего коммуникация больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими потребностями.

    Особенности массовой коммуникации 3 :

    1) ярко выраженная социальная направленность . Если межличностное общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации общение всегда социально-ориентированное, в какой бы персонифицированной форме оно ни выступало, так как это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей;

    2) организованный характер. Технические средства дают людям возможность передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо без должной организации и управления. Иначе говоря, спонтанно, стихийно невозможно ни собирать информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. В противоположность межличностной коммуникации, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, и организованные формы, массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были;

    3) институциональный характер . Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями – редакциями газет, радио, телевидения, иначе говоря, социальными институтами, которые имеют свои цели и в конечном итоге реализуют интересы той или иной социальной группы;

    4) отсутствие непосредственной обратной связи. Из-за опосредованности техническими средствами в ходе массовой коммуникации отсутствует прямой, непосредственный контакт коммуникатора и аудитории;

    5) повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностной коммуникацией;

    6) коллективный характер коммуникатора . Это объясняется, во-первых, тем, что в информационном взаимодействии больших социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор, сознает он это или нет, объективно выступает не только и не столько от своего имени, сколько от имени группы, которую он представляет. Во-вторых, в подготовке и передаче сообщения участвует значительное число людей (работники редакций, технический персонал);

    7) массовость аудитории . Масса – бессистемное, беспорядочное объединение индивидов, лишенное отбора по социальным, профессиональным, образовательным, возрастным или иным существенным критериям. В первую очередь следует отметить такие важные характеристики массовой аудитории, как ее огромные размеры и неорганизованный, стихийный характер. Отсюда следует неопределенность ее границ и огромное разнообразие социального состава. Коммуникатор во время подготовки и передачи сообщения никогда не может точно знать, каков размер его аудитории и из кого она состоит. Это делает аудиторию анонимной, что создает для него немало сложностей.

    Другая особенность аудитории – в момент восприятия сообщения она чаще всего разобщена на небольшие группы . Сообщения массовой коммуникации «без стука» входят в любой дом, и их воспринимают, как правило, в семейном кругу или в кругу друзей, знакомых и т. д., причем эти группы могут находиться как рядом, в одном городе, так и за десятки тысяч километров друг от друга;

    8) универсальность (включение самой разнообразной информации), социальная актуальность (актуальность содержания для больших социальных групп) сообщений массовой коммуникации, а также периодичность информации ;

    9) однонаправленный характер, т. е. роли коммуникатора и аудитории в процессе коммуникации остаются в принципе неизменными (в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит поочередная смена этих ролей);

    10) двухступенчатый характер восприятия сообщений : окончательное мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть «лидеры мнений». Это обычно компетентные, хорошо информированные (за счет широкого использования ими различных средств массовой информации) люди. Исследователям на конкретных фактах удалось показать, что массовая публика – это не аморфное множество потребителей информации («атомов» аудитории), а система, состоящая из групп («молекул»), которые имеют своих лидеров, способных через межличностные («межатомные») связи формировать то или иное мнение о сообщениях средств массовой информации и самих средствах.

    При этом для каждого отдельного читателя, слушателя и зрителя имеет значение не только мнение значимых групп и лиц, но и массовая реакция аудитории. Именно этим объясняется тот факт, что средствами массовой информации во время трансляции выступления коммуникатора перед большой аудиторией передается не только само выступление коммуникатора, но и непосредственная реакция аудитории на это выступление.

    Система функций массовой коммуникации.

    Основоположником теории функций массовой коммуникации является американский политолог Г. Лассуэлл. Он выделял три функции коммуникации:

    информационная – обозрение окружающего мира;

    корреляционная – воздействие на общество и его познание через обратную связь;

    познавательно-культурологическая – передача культурного наследия.

    В 1960 году американский исследователь К. Райт к названным добавил развлекательную функцию. В начале 1980-х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включил в число функций еще одну – мобилизующую, имея в виду специфические задачи, решаемые массовой коммуникацией во время различных кампаний, чаще – политических, реже – религиозных.

    Нам представляется, что наиболее адекватная система функций массовой коммуникации та, которая выделяется на основе анализа различных подходов к изучению массовой коммуникации.

    Социологические исследования массовой коммуникации в основном направлены на выявление объективных аспектов ее функционирования (например, социальные функции, прежде всего идеологические и политические, удовлетворение средствами массовой коммуникации социальных потребностей тех или иных групп, социально-политический анализ владельцев средств массовой коммуникации, социальный состав аудитории и т. д.).

    Психологические же исследования массовой коммуникации содержат анализ ее субъективных аспектов. Здесь можно выделить два уровня анализа: общепсихологический и социально-психологический. Первый имеет дело с психологическими процессами и явлениями, присущими человеку «вообще», независимо от его социальной принадлежности (например, исследуется, как запоминаются сообщения массовой коммуникации в зависимости от темпа речи коммуникатора; как привлекается внимание реципиента различными шрифтами, местом расположения материала, шумовыми и цветовыми эффектами). Социальная психология занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, поэтому социально-психологический аспект массовой коммуникации проявляется в исследовании всех сторон и компонентов общения, обусловленных социальным контекстом и, прежде всего, включением коммуникаторов и коммуникантов в различные социальные группы.

    Массовая коммуникация является общением социальных групп, состоящих из реальных людей, которые наделены разумом, волей, чувствами, желаниями. В силу этого члены общества обладают определенными субъективными, т. е. психологическими, потребностями, и массовая коммуникация, для того чтобы выполнить свои социальные функции, не может не учитывать этого. Иначе сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, могут быть либо не поняты, либо не приняты аудиторией.

    Следовательно, при анализе массовой коммуникации правомерно говорить о двух видах функций : социальных и психологических , где адекватный учет психологических функций является необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций.

    Социальные , а более корректно – социализирующие , функции массовой коммуникации приобретают первостепенное значение в связи с тем, что именно массовая коммуникация обеспечивает общезначимый, общепонятный для членов общества язык, необходимый им для осуществления социального взаимодействия. Социализация, т. е. овладение социально значимыми знаниями и навыками, происходит у людей на протяжении всей жизни, поскольку каждый периодически меняет конфигурацию своих связей и отношений с социокультурным окружением; сокращает или расширяет круг контактов с другими людьми и культурными объектами, меняет групповую принадлежность, приобретает одни интересы и отказывается от других и т. п. Соответственно людям постоянно требуется информация об их ближайшем окружении и более широком социокультурном контексте. Причем подтверждение достоверности такой информации в одних случаях может ограничиваться индивидуальным опытом, тогда как в других – людям необходима опора на общественное мнение. Область массовой коммуникации обеспечивает в обществе то информационное поле, из которого люди могут почерпнуть представления, знания, оценки, относящиеся к стандартным социокультурным ситуациям, подлежащим освоению, а также свидетельства достоверности этих элементов социокультурного опыта.

    Среди социализирующих функций массовой коммуникации обычно выделяют три 4 :

    информирующую ;

    просветительскую ;

    нормативно-регуляционную .

    Информирующая функция состоит в том, чтобы представлять массовой аудитории сведения о событиях, имеющих социальную значимость. Механизмы отбора такой информации определяются двумя основными критериями. Во-первых, она должна свидетельствовать о том, что социально значимые процессы протекают в определенном направлении. Для этого для репортажей, новостей отбираются показательные примеры, указывающие на продолжение движения таких процессов, на соответствие событий желательным тенденциям, на преодоление препятствий, возникающих на их пути. Во-вторых, информация должна указывать на то, что в социокультурной жизни возникли определенные изменения – преднамеренные либо непредвиденные последствия целенаправленных действий или же новые культурные факты.

    Просветительская функция массовой коммуникации – это трансляция информации, предназначенной для приобщения аудитории к социально значимым ценностям культуры прошлого и настоящего (познавательным, этическим, эстетическим) , а также для ее ознакомления с оперативными социокультурными технологиями (социальное взаимодействие, поиск информации, ориентация в мире культурных ценностей и норм, товаров и услуг и т. п.). Иными словами, речь идет о предоставлении возможности всем членам общества приобрести некоторый гарантированный уровень культурной компетентности, величина которого зависит в том числе и от степени такой компетентности коммуникаторов.

    Поскольку средства массовой информации являются общедоступным распространителем сведений о социальных и культурных фактах и комментариев к ним, обширная аудитория оказывается осведомленной об одних и тех событиях и оценках. Разумеется, сами транслируемые материалы различны. Но и это различие становится всеобщим достоянием. Отчетливое общедоступное, массовое распространение различных, но прокомментированных, ранжированных по явно выраженным ценностным шкалам сведений образует упорядоченное поле выбора представлений и оценок для формирования общественного мнения. Это одинаково относится к событиям политической и экономической культуры, произведениям искусства, достижениям науки и техники, религиозным верованиям, миру человеческих связей и отношений. Таким образом, просветительская функция массовой коммуникации состоит еще и в том, что в ее рамках складывается своеобразный общепринятый язык культуры, связывающий ее специализированный и обыденный уровни и позволяющий всем членам общества осуществлять и развивать культурную коммуникацию в социально значимых ситуациях.

    Нормативно-регуляционная функция. Речь идет не только о том, что в массовой коммуникации постоянно представляются важные нормативные документы – законы, указы и т. п. – и осуществляется их разъяснение и комментирование. Через средства массовой информации передаются общераспространенные моральные суждения и оценки. И это происходит независимо от любой цензуры, с помощью богатых выразительных возможностей, открытости и многомерности языка массовой коммуникации. Регулирование социокультурных процессов осуществляется благодаря массовой коммуникации и за счет ограничения полей общественного внимания, акцентирования на определенных культурных темах в качестве социально значимых. Если к этому добавить ознакомление аудитории с результатами опросов общественного мнения, то можно обобщить регулятивную функцию следующим образом. Массовая коммуникация фиксирует общераспространенные нормативные и ценностные представления, обоснования правомерности или аномальности определенных социокультурных событий и явлений, а также социально допустимую величину отклонений от этих стандартных значений. Соответственно большинство членов общества постоянно осведомляется о существующих в социуме нормативных и ценностных порядках.

    Основу социально-психологических функций массовой коммуникации составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в нее, социальных групп.

    Таким образом, можно выделить следующие социально-психологические функции массовой коммуникации:

    Функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения (индивид – общество).

    Функция социальной ориентировки опирается на потребность аудитории в информации для должной ориентировки в широком мире социальных явлений. Данная функция наиболее тесно связана с основными социальными функциями массовой коммуникации, прежде всего с функцией информирования, и имеет прямое отношение к процессам социализации, понимаемой в широком смысле как процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Причем массовая коммуникация в значительной мере расширяет и усложняет непосредственный социальный опыт отдельного индивида или группы, доводя его до глобальных масштабов.

    Функция участия в формировании общественного мнения основывается на потребности членов общества, составляющих аудиторию массовой коммуникации, быть не только получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности в создании определенного общественного мнения по разным значимым для общества вопросам. Эта социальная активность применительно к массовой коммуникации проявляется в форме различных видов обратной связи.

    Функция социальной идентификации (индивид – группа).

    Функция социальной идентификации имеет своей основой потребность человека чувствовать свою приобщенность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности способно повышать у человека чувство собственной защищенности, уверенности в своих силах и т. д.

    Функция контакта с другим человеком (индивид – другой индивид).

    Функция контакта связана, прежде всего, с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Одновременное восприятие огромной аудиторией сообщений массовой коммуникации создает, в частности, предпосылки для реципиентов вступать в контакт даже с ранее незнакомыми людьми именно по поводу данных сообщений, например при обсуждении их в случайных группах (в транспорте, магазинах и т. п.). А что касается знакомых людей, то, как показывают социально-психологические исследования, одной из важных причин обращения людей к различным средствам массовой коммуникации является желание получить через них такую информацию, которую можно было бы потом обсудить со знакомыми. Здесь находит свое конкретное выражение такая специфическая особенность массовой коммуникации, как двухступенчатый характер восприятия сообщений массовой коммуникации. Напомним, что суть этого явления заключается в том, что окончательное мнение читателей, радиослушателей и телезрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после их обсуждения с другими людьми, и прежде всего в референтных группах.

    Социально-психологическая функция контакта проявляется в массовой коммуникации и в такой форме, как отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в соответствующие редакции и других откликов на сообщения массовой коммуникации.

    Существуют и иные формы проявления функции контакта, которые в психологическом плане могут оказаться весьма значимыми для отдельных людей. Так, массовая коммуникация может в отдельных случаях как бы заменять непосредственный межличностный контакт для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации. В этом случае массовая коммуникация выполняет своего рода компенсаторную функцию.

    Функция самоутверждения (индивид – он сам).

    Функция самоутверждения проявляется в нахождении коммуникантами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих коммуникантов и их референтных групп. Потребность в самоутверждении, в социальном признании является, как показывают многочисленные исследования, значимой для людей из самых различных социально-демографических групп. Ее удовлетворение средствами массовой коммуникации способствует развитию чувства собственного достоинства и гражданской ответственности.

    Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими , в первую очередь такими, как утилитарная функция и функция эмоциональной разрядки .

    Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы. Эта функция реализуется большей частью в специальных публикациях и передачах с различной практической направленностью, например «Квартирный вопрос», «Смак», «Фазенда», «Хозяйке на заметку», «Наш дом» и т. п.

    Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятии напряжения. Однако в определенных условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода «наркотическое» воздействие, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

    Основные положения лекции :

    Основной признак систем массовой коммуникации – в рамках этих систем два отдельных индивидуума не могут обособленно обмениваться информацией между собой.

    В советской теории масс-медиа в конце 70-х годов оформился новый методологический подход, в соответствии с которым массовая коммуникация интерпретируется как процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории. Основная функция массовой коммуникации в соответствии с этим подходом заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидуумами, социальными группами) и самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального образования.

    Функциональная теория массовой коммуникации утверждает, что массовая коммуникация есть мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивидуумов и интеграции общества.

    Массовая коммуникация выполняет сложную систему функций, основу которых составляют социальные и психологические функции.

    Литература

    Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М., 2005. С. 126—160; 432—480.

    Батурчик, М. В. Аудитория прессы: методология прикладных исследований / М. В. Батурчик Теория и методы исследований коммуникации: сб. науч. тр. Вып. 1 // под ред. О. В. Терещенко. Минск, 2005. С. 64—78.

    Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации / В. М. Березин. – М., 2002.

    Блохин, И. Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ / Социология журналистики: учеб. пособие // под ред. С. К. Корконосенко. М., 2004.

    Бориснев, С. В. Социология коммуникаций / С. В. Бориснев. – М., 2003.

    Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Брайант Дж., С. Томпсон. – М., 2004.

    Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации / В. В. Ворошилов. – М., 2006.

    Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. – М., 2003.

    Система СМИ России: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.

    Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. – СПб., 2002.

    Социология массовой коммуникации / под ред. Л. Н. Федотовой. СПб., 2003.

    1 См. : Массовая коммуникация в социалистическом обществе. Л., 1979. С. 15.

    2 См. : Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М., 2005. С. 432.

    3 Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

    4 См. : Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. С. 252.

    Понятия «коммуникация» и «массовая коммуникация»

    Рассмотрим что же такое коммуникация:

    Если понимать коммуникацию дословно, то это общение, обмен мыслями, чувствами, эмоциями, знаниями и др. между индивидами. (Независимо от количества участников процесса).

    В более научном аспекте следует говорить о коммуникации -- как о процессе распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.), с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Коммуникацию так же можно понимать как определенного рода совместную деятельность участников - коммуникантов, в ходе которой вырабатывается определенный взгляд на вещи.

    Массовая коммуникация.

    Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова: «Массовая коммуникация -- это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

    Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются:

    • · печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты);
    • · радио и телевидение -- сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио-- и телеприёмные устройства;
    • · кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок;
    • · звукозапись, видеозапись.

    Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от других видов коммуникации - количественные.

    Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

    Массовая коммуникация, распространяя определенную информацию и отвечая на запросы аудитории, реализует следующие социальные задачи:

    • · Создает и поддерживает общую «картину мира».
    • · Создает и поддерживает «картину отдельной общности».
    • · Передает от поколения к поколению ценности культуры.
    • · Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

    Структурные модели массовой коммуникации

    Массовая коммуникация обладает рядом специфических черт. Они наиболее очевидны при рассмотрении коммуникации через структурные модели. Рассмотрим несколько из них:

    I) Модель Лассуэла

    Американский политолог Гарольд Дуайт Лассуэл предложил линейную модель коммуникации, выделив в ней 5 элементов:

    • § КТО передает сообщение - коммуникатор;
    • § ЧТО передает - само сообщение;
    • § КАК/КАКИМ ОБРАЗОМ осуществляется передача сообщения - канал;
    • § КОМУ направленно сообщение - аудитория;
    • § С КАКИМ ЭФФЕКТОМ - эффективность передачи и приема.

    Лассуэл рассматривает адресата (получателя информации), как объект, которым «управляют». При этом предполагается, что сообщение доходит до адресата в неизменном виде

    Позже, уже в 1968 Г. Лассуэл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Суть ее так же построена на вопросах, только теперь они гораздо подробней:

    Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?

    Ключевым вопросом в дополненной модели является «С каким намерением?». Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе средств и о выборе целевой аудитории. Как и в любой другой работе, четкое осознание цели определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.

    «Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия - в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком -- она монологична, в ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс.

    II) Модель Шеннона--Уивера.

    Математики К. Э. Шеннон и У.Уивер работали над коммуникативной моделью в конце 40 -х гг. по заказу телекомпании «Белл Телеком», что определило техническую направленность их модели. По существу эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. Она основана на аналогии с телефонной связью.

    В данной модели:

    Источник -- это тот, кто делает звонок (передает сообщение);

    Сообщение -- передаваемая информация;

    Телефонный передатчик -- кодирующее устройство;

    Телефонный провод -- канал;

    Телефонный приемник (второй аппарат) -- декодер;

    Приемник -- человек, которому адресовано сообщение.

    Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Понятно, что этот разговор будет сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи, абоненты будут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

    Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов

    Понятие избыточности -- повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи -- чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков. Считается что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно залить чернилами половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понимания. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается.

    Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается.

    Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона--Уивера имеет и ряд ограничений:

    • § она механистична -- отражает преимущественно технические способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;
    • § она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству;
    • § коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

    III) Модель двуступенчатой коммуникации.

    При исследо-вании массовых коммуникаций П. Лазарсфельдом была разработана модель двуступенчатой коммуникации. Он обратил внимание на одну закономерность: воздействие информации, передаваемой населению посредством СМИ, через некоторое время не ос-лабевает, а только усиливается. Исследования показали, что информация усваивается массовой аудиторией не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров мнений». Этот факт позволил суще-ственно скорректировать деятельность СМИ.

    Согласно модели двуступенчатой коммуникации, информация, распро-страняемая СМИ, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей - «лидеров мнений». На втором этапе эти лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с члена-ми своей группы, т.е. в процессе межличностного общения. Даже в случаях, когда информация поступает непосредственно к рядовым членам группы, они, как правило, обращаются за разъяснением к лидерам.

    Лазарсфельд показал, что масс - медиа, как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют ни его мнений, ни его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей в результате личных и групповых обсуждений, они воздействуют на человека и меняют его мнение. Эта модель особенно ярко проявляется в отношении информации, касающейся чего-то «высокого» - искусства, культурного наследия, исторической памяти.

    Дальнейшее развитие данной модели связано с выявлением так называемых «факторов-посредников», опираясь на которые происходит воздействие на человека, например: предрасположенность человека к восприятию определенной информации; принадлежность человека к определенной группе и влияние групповых ценностей и норм. Именно «факторы-посредники» способны расшатывать и менять устоявшиеся точки зрения и установки, которые приводят к изменениям в поведении аудитории.

    Модель Лазарсфельда можно оценить как двустороннюю модель, так в данном случае отправитель формирует подаваемую информацию, основываясь на интересах и потребностях общественных групп. Информация, предоставляемая общественности отвечает «правилу адресата», то есть она понятна аудитории.

    Вывод: Изучив несколько структурных моделей массовой коммуникации, являющимися базовыми для всех последующих моделей, мы можем сделать вывод, что для успешности передачи и приема информации необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь озадачиваться вопросом «для чего нам это нужно?»; выбирать и учитывать специфику нашей аудитории, то какую реакцию может вызвать наша информация. Учитывать тот фактор, что любая информация «запыляется», передается не в полном объеме, а иногда и по принципу «сломанного телефона». Ну и, конечно же, учитывать психологию респондентов, их особенности и убеждения. Для более серьезной коммуникации потребуются гораздо больше усилий и средств.

    Безналичные