Внешние экономические связи индии. Транспорт и внешне экономические связи индии. Больше по географии

Индия, будучи одной из древнейших цивилизаций мира, на протяжении почти двух веков находилась под гнетом английских колонизаторов. И только в 1947 году ей удалось добиться независимости, а три года спустя страна уже стала республикой.

Политика Индии, как и внешнеэкономическая, так и внутриэкономическая, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Главной задачей страны является ускоренное развитие национальных производительных сил. Посредствам косвенного регулирования национальной экономики индийское правительство старается решить эту задачу.

Государством сегодня активно применяются методы программирования и планирования, для лучшего распределения внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации действий государственного и частного секторов национальной экономики.

Индия стремится развить внешнеэкономические связи прежде всего с целью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Сегодня эти связи являются важным каналом, по которому осуществляется импорт достижений научно-технической революции из промышленно развитых государств.

Ведя борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономических связей, Индия, помимо прочего, преследует следующие цели: получение иностранной технической помощи на межправительственной основе, также инвестиции иностранного частного капитала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Индии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное значение меняется по мере укрепления национальной экономики.

Стоит заметить, что Индия благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической помощи. Если раньше ей оказывали поддержку страны Восточной Европы и СССР, то теперь это делают СНГ и в первую очередь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийской экономики, в создание многих ее отраслей. Их помощь укрепила базу научно-технического прогресса в стране.

В настоящее время Индии приходится менять ориентиры, то есть укреплять новые экономические связи и отношения с капиталистическими и развивающимися странами, ведь поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился. Проблемы укрепления собственной производственной отрасли и некоторые экономические трудности толкают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенациональных проблем хозяйственного развития.

Роль государства во внешнеэкономических связях

Государство принимает активное участие в развитии внешнеэкономических связей и повышении эффективности воздействия на внутриэкономические процессы. В этих целях им применяется широкий арсенал средств.

Регулирование экспорта:

Финансовые и налоговые льготы при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление налоговых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты экспортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д.

Валютные льготы, как например предоставление права на использование части валютных средств, полученных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д.

А так же сбор и обработка информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок, ведь роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям.

Таким образом, благодаря государству произошло увеличение удельного веса готовых изделий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффективностью. Сегодня руках государства находится мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от поставленных задач.

Регулирование импорта:

Высокие таможенные пошлины;

Импортные квоты;

Прямой запрет на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.

Такой подход со стороны протекционизма служит общенациональным интересам и защищает национальную экономику страны.

Международные экономические связи оказывают значительное воздействие на воспроизводственные процессы, на пропорции экономического роста. Индия играет относительно скромную роль в процессах международного разделения труда. Ее доля в мировой торговле длительное время сокращалась и только в последнее десятилетие стабилизировалась на уровне 0,5-0,7% (в 1948 г. - 2,3%).

Индия относится к странам с полуоткрытой экономикой: доля экспорта, импорта не превышает 14% ВВП (1960 г. - 4,2 и 7,4% соответственно). Это ниже, чем во многих развивающихся странах.

Страна выступает только на 35 крупнейших импортных рынках, уступая таким государствам, как Ирландия, Южная Корея, Таиланд. Это означает, что хозяйство в основном работает на внутренний рынок.

Внешняя торговля. Среднегодовые темпы роста внешней торговли были невысокими (порядка 3-4% в год в 60-70-е годы) и только в 80-е годы поднялись до 5,9% и до 11,3% экспорта в 90-е. Рост внешней торговли в эти годы в 1,5 раза превышал показатели роста валового продукта.

В 60-70-годы препятствием на пути расширения экспорта индийских товаров выступали падение спроса на мировом рынке на ряд традиционных поставок, конкуренция других стран - экспортеров аналогичной продукции (чай, табак, специи, хлопчатобумажные ткани), протекционистские меры западных стран. Кроме того, экономическое развитие страны длительное время опиралось в основном на внутренние факторы роста. Только с конца 80-х годов индийское хозяйство стало больше втягиваться в международное разделение труда. К этому времени во многих отношениях были исчерпаны прежние внутренние возможности экономического развития, которые опирались на преходящие факторы ломки колониальной структуры экономики.

В тот период были предприняты меры по стимулированию экспорта. Экспортно-производственных зоны, которые не отличались высокими темпами роста экспорта и уровнем технологии, преобразованы в зоны свободной торговли, на которые не распространялось таможенное регулирование. В 90-е годы их роль возросла в связи с усилением притока в них иностранного капитала.

Индустриализация индийского хозяйства сопровождалась значительными изменениями в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта резко сократилась доля продовольственных поставок - с 45,3% в 1960 г. до 18% в 1998 г., доля продукции обрабатывающей промышленности увеличилась с 45 до 78%. Увеличились поставки на внешний рынок новых для Индии товаров - черных металлов, продукции химии, машиностроения. Диверсификация экспорта ослабила зависимость страны от нескольких товаров. Доля колониальных товаров - чая, джутовых изделий, хлопчатобумажных тканей, специй, табака, вместе взятых, упала с 64% в 1950 г. до 20% в конце 90-х годов.



Несмотря на позитивные изменения в экспорте, доля машиностроения остается низкой (5,7% в 1998 г.). При этом доля машин и оборудования сократилась, но доля электроники возросла с 1,5 до 2,1% за 1994-1998 гг. Самой быстрорастущей статьей экспорта было программное обеспечение. Использование высоко квалифицированной, но низко оплачиваемой рабочей силы (индийский программист получает 1/4 американской оплаты), организация компаний на оффшорных принципах привели к росту экспорта этой продукции, слабо связанной с внутренним рынком.

Традиционно крупное и возросшее место в экспорте занимают изделия художественных промыслов и ювелирные изделия. Их доля в экспорте выросла с 9% в 1980 г. до 18,5% в 1998 г. Они вышли на ведущее место среди всех товарных групп индийского экспорта. Государство содействовало расширению поставок кустарной продукции, в том числе путем расширения закупок сырья за рубежом. Крупную статью экспорта составляют поставки различных видов одежды -11-13%.

Таблица 30.4

Доля индийских товаров в мировом экспорте, %

И с т о ч н и к: Economic Survey 1999 - 2000. Government of India, p. S -93-96.

На мировых рынках Индия выступает в основном как слаборазвитая страна, хотя ее специализация в международном разделении труда претерпела некоторые изменения (табл. 30.4). Она является основным поставщиком сырьевых, слабо обработанных товаров. Доля большей части новых товаров не превышает 0,2%, и только по красителям, продукции органической химии она составляет 0,7% мирового экспорта.

Зависимость Индии от импорта современных товаров большая. От поступлений многих промежуточных и капитальных товаров зависит функционирование ее экономики. Ведущее место в импорте занимают средства производства -17-20%, нефтепродукты - 20-25%, химические товары - 9-10%. Импортные поставки обеспечивают становление новых и новейших отраслей. До 80-х годов 25-40% стоимости готовой продукции ряда важнейших отраслей промышленности формировалось за счет импорта. Развитие многоотраслевого комплекса обрабатывающей промышленности позволило Индии обеспечить воспроизводство подавляющей части промышленного производства на внутренней основе и намного уменьшить зависимость от импорта. В 90-е годы снизилась доля импорта удобрений, черных металлов, искусственных волокон, транспортных средств.

В настоящее время немалая доля импорта машин и оборудования представлена узлами, деталями и запасными частями. Вместе с тем доля машин и оборудования в импорте значительно превосходит их долю в экспорте, что свидетельствует о неразвитости международной специализации индийского машиностроительного комплекса, слабой интернационализации на внутриотраслевом уровне.

Торговый баланс Индии традиционно сводится с отрицательным сальдо.

Менялась географическая структура внешней торговли. В первый период после достижения независимости индийское правительство стремилось изменить привязку страны к бывшей метрополии. Значительно возросла роль социалистических стран Восточной Европы и развивающихся стран. Диверсификация торговых связей была призвана оптимизировать экономические отношения, создать условия для конкуренции между торговыми партнерами.

В последующие десятилетия на страновом уровне наибольшие изменения связаны с местом и ролью Британии, США и СССР/РФ. Доля Британии сократилась до 6%, доля РФ - до 2,1% экспорта и 1,3% импорта.

Половину индийского экспорта в Российскую Федерацию составляют сельскохозяйственные товары, медикаменты и текстильные изделия. Большая часть поставок осуществляется в счет погашения задолженности по кредитам СССР.

В 90-е годы значительно увеличилась доля США, на которые приходится 22% индийского экспорта и 9% импорта, (табл. 30.5). В целом усилилась ориентация индийских торговых связей на развитые страны Запада и прежде всего - на США, что означает перелом в тенденции предыдущих десятилетий.

Таблица 30.5

Географическое направление индийского экспорта

Страны и регионы
ОЭСР 66,1 50,1 46,6 53,5 58,0
ЕС 36,2 18,4 21,6 27,5 26,0
Британия 26,9 11,1 5,9 6,5 5,7
Германия 7,8 5,6
США 16,0 13,5 11,1 14,7 21,8
ОПЕК 4,1 6,5 11,1 7,8 5,6
Другие развивающиеся страны 14,8 19,8 19,2 16,8 24,6
СССР / РФ 4,5 13,7 18,3 16,1 2,1

И с т о ч н и к: Economic Survey 1999-2000. Government of India. S-91.

Позиции в международном движении капитала. Изменилось положение Индии в качестве объекта приложения иностранного капитала. Произошла значительная трансформация роли и места иностранного капитала в хозяйстве страны. До 80-х годов проводилась политика ограничения прямых капиталовложений. Государство стремилось направить деятельность иностранного капитала на обеспечение интересов национального развития. С этой целью регулировалось отраслевое направление иностранных капиталовложений. Государство на определенных условиях допускало их в капиталоемкие и технологически сложные отрасли, где национальное предпринимательство было затруднено из-за отсутствия технологии и финансовых средств. Иностранные инвестиции практически не допускались в торговлю, кредитную сферу, плантации и другие традиционные отрасли.

Изменилось географическое направление притока иностранного капитала. Уже в середине 70-х годов ушло в прошлое абсолютное преобладание британских компаний, их доля опустилась с 72% до 35% общей массы иностранных чистых капиталовложений, а доля США поднялась с 6 до 27%, ФРГ - до 9,3%.

В тесной связи с воспроизводственным процессом находилось использование экономической помощи и ссудного капитала. Они способствовали процессу преобразования колониальной и традиционной структур хозяйства. Являясь одним из крупнейших получателей помощи, Индия старалась избегать попыток привязать ее к рынкам стран-доноров, укрепить прозападные тенденции в политике страны. Основную массу помощи она получила от международных организаций, в том числе от МБРР и Ассоциации международного развития. Среди стран-доноров ведущее место принадлежало СССР (11,5%) и Японии (10,5% общего объема помощи). При содействии СССР было построено порядка 70 промышленных объектов. В середине 80-х годов с их помощью производилось 20% электроэнергии, 33% стали, перерабатывалось 30% нефти, 80% оборудования для черной металлургии, 60% - для электроэнергетики.

В 90-е годы объем помощи сократился, возросла роль займов. Основная их масса была предоставлена консорциумами и международными организациями. Среди стран крупнейшими донорами были Япония и Германия. Основная часть займов пошла на развитие энергетики и телекоммуникаций.

Внешнее финансирование представляло небольшую величину по отношению к ВВП. До начала 80-х годов она в 2-2,2 раза уступала по соответствующим показателям другим азиатским странам. В 80-е годы привлечение внешних средств по отношению к ВВП значительно возросло, а в 90-е - снизилось до 0,8%.

Использование иностранного ссудного капитала сопровождалось возрастанием внешнего долга. Его величина поднялась с 76 млрд долл. в 1990 г. до 98 млрд в 1999 г. Внешняя задолженность составляет 26-27% ВВП страны. Снизились платежи по внешней задолженности, составляя 18% экспортных поступлений (1991 г. - 30%). По международным стандартам это невысокий показатель.

Индия традиционно поддерживает краткосрочный долг на невысоком уровне - в конце десятилетия 4-6% всего объема внешней задолженности (1991 г. - 10%). Отношение краткосрочной задолженности к валютным резервам составляла 14- 17%. Это помогло Индии справиться с международными финансовыми потрясениями второй половины 90-х годов.

В 90-е годы произошел переход к привлечению предпринимательского капитала, который формально не создает эффекта задолженности, значение экономической помощи и коммерческих займов снизилось. Ежегодный приток прямых инвестиций возрос с 133 млн долл. в 1984-1989 гг. до 516 млн в 1990- 1995 гг. и 2600 млн долл. в 1996-1999 гг. Среди развивающихся стран Индия вошла в число крупнейших объектов приложения прямых капиталовложений: ее доля около 2% мирового притока ИПК. Крупнейшими экспортерами ИПК в индийское хозяйство выступают компании США, Британии, Израиля, Нидерландов и Японии. Объем американских инвестиций превосходит совокупный размер прямых капиталовложений других упомянутых стран.

Индия выступает не только объектом приложения иностранного капитала, но также и донором. Большая часть средств предоставлялась в форме помощи, которая направлялась в значительном размере небольшому числу стран - Непалу, Бангладеш, Вьетнаму, Бутану.

Возрос экспорт частного капитала, достигая в отдельные годы 100 млн долл. (70-80 млн долл. - в 60-е годы).

Усиливаются позиции Индии в вывозе предпринимательского капитала. На ее долю приходится до 2% вывоза прямых капиталовложений и 7% вывоза портфельных инвестиций из развивающихся стран.

В целом положение Индии в структуре международных экономических отношений отражает усиливающееся влияние внешних факторов, повышение их значения в развитии страны, что отражает общую тенденцию к интернационализации хозяйственной жизни.

Внешняя торговля имеет немалое значение для экономики страны. Однако Индия еще слабо вовлечена в международное разделение труда. Внешнеторговый оборот - 104 млрд. долл., 2001г. (экспорт - 43 млрд. долл.; импорт - 61 млрд. долл.) .

Страна экспортирует ткани, готовые швейные изделия, ювелирные изделия и драгоценные камни, сельскохозяйственные и продовольственные товары, машины, а также рудные полезные ископаемые, медикаменты и другие товары. На долю Индии приходится 21% мирового экспорта чая.

Индия экспортирует железную руду преимущественно в Японию, а также в некоторые европейские страны.

В товарной структуре импорта велика доля топливных ресурсов, машин, оборудования, оружия, смазочные масла.

Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США(19,3% экспорта и 9,5% импорта) ФРГ, Япония, Великобритания. Несмотря на созданный в 1985 году Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), масштабы внешней торговли с ближайшими соседями-членами этого блока (Пакистан, Бангладеш и др.) невелики. Расширяются торговые связи Индии со странами Юго-Восточной Азии.

Индия является членом таких организаций как:

АФБР - Африканский банк развития;

АЗБР - Азиатский банк развития;

ТКК - Товарно-кредитная корпорация;

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;

ВТО - Всемирная организация торговли и др.

С начала 90-х годов в стране осуществляется обширная программа новых экономических реформ, целью которой является создание рыночной экономики в мировое хозяйство. Правительство либерализовало законы, регулирующие приток иностранных инвестиций в страну. Крупнейшими инвесторами являются США, Япония, ФРГ и другие развитые страны.

Важным каналом проникновения иностранных капиталов в Индию являются государственные займы, кредиты и субсидии, предоставляемые экономическими развитыми странами и крупнейшими мировыми банками. Внешняя финансовая задолженность Индии превышает 100 млрд. долл. (из группы развивающихся стран большой внешний долг имеют только Бразилия и Мексика).

Изменились в последние годы внешнеэкономические отношения Индии с Россией. Ранее страна была одним из главных торговых партнеров СССР (за счет продажи чая, кофе, перца, пряностей, тканей, медикаментов). В последние годы товарооборот между странами заметно сократился (с 3,7 млрд. долл. в 1988г. до 1,8 млрд. долл. в 2001г.). в настоящее время осуществляется ряд мер, направленных на разработку новых условий российско-индийского торгово-экономического сотрудничества. Индия продолжает оставаться для России перспективным и емким рынком.

Заключение

Страна с древнейшей культурой, полной драматизма и героики историей, богатыми традициями борьбы за национальное освобождение - Индия сегодня уверенно смотрит в будущее.

В международных делах Индия проводит самостоятельный курс. Пройдя через все тяготы почти двухсотлетнего господства иноземных колонизаторов, она стоит на стороне тех, чьи свобода и независимость попирались и попираются. Индия в немалой степени содействовала национально-освободительным движениям в бывших колониях, решительно осуждает расизм и апартеид южной Африки, выступает за справедливое урегулирование на Ближнем Востоке.

Индийской культуре традиционно присущи высокие идеалы миролюбия и гуманизма. Именно в Индии родилась идея неприсоединения. Неприсоединение в понимании Индии - это не самоизоляция или «сидение между двух стульев», а активное, конструктивное участие в переустройстве мира на справедливых и демократических началах.

Индия - автор ряда крупных инициатив, нацеленных на решение узловых международных проблем, - устранение угрозы войны, прекращение гонки вооружений, прежде всего ядерных, утверждение принципа мирного сосуществования в качестве непреложного закона межгосударственного общения.

Индия стремится развивать добрые двусторонние отношения со всеми странами, в первую очередь с соседями. «Мир», «дружба», «сотрудничество» - эти слова отражают те цели которые ставит Дели на международной арене. Вот почему мне так близка и понятна Индия.

Национальная экономика Индии работает прежде всего на свой собственный очень емкий внутренний рынок. Поэтому страна принимает ограниченное участие в международном разделении труда. Экспорт колеблется примерно в пределах 7% ВВП. При низком общем уровне экономического развития душевой показатель экспорта – около 25 долл. в год – один из самых низких в мире и не обеспечивает закупку по импорту необходимых товаров. Торговый баланс, как правило, пассивный.

Направленность внешнеэкономических приоритетов Индии многие годы остается практически неизменной.

Внешняя торговля играет ведущую роль в хозяйстве страны, однако в конце 90-х гг. у Индии экспортная квота по товарам составляла всего 10%. К основным факторам, тормозящим развитие индийского экспорта, относятся невысокое качество большинства индийских товаров и несовершенная организация экспортного производства. Примером упущенных возможностей в развитии экспорта и потери своей доли на мировом рынке может служить текстильная промышленность, которая относится к традиционным индийским экспортным отраслям. С 1960 по 1997 гг. доля Индии в мировом экспорте хлопчатобумажных тканей и изделий сократилась с 9 до 3%. Причиной снижения их конкурентоспособности является запрет правительства Индии увеличивать производство этой продукции на крупных текстильных фабриках, так как производство хлопчатобумажных тканей закреплено за мелкими предприятиями.

К основным статьям индийского экспорта относятся ювелирные и кустарно-художественные изделия, одежда, джутовые изделия, сахар, кожи, чай, пряности, хлопок, злаковые культуры. Высокими темпами растет экспорт железной руды, и в 90-х гг. Индия стала четвертым по объему экспортером этого сырья в мире.

Все большую долю в объеме вывоза товаров из страны начинают занимать алюминий, машины и оборудование. С 80-х гг. растет экспорт программ для компьютеров. Формирующая прослойка технически грамотных национальных кадров привлекает такие высокотехнологические компании, как «Майкрософт», «Моторола», «Новел», открывшие в 1996-1997 гг. свои центры в Индии.

В структуре индийского экспорта текстильные изделия составляют 24%; сельскохозяйственная продукция – 18,9%; ювелирные изделия – 14%; машины и оборудование – 8,1%; кожа и кожаные изделия – 4,4%; фармацевтические товары – 4%. В общем объеме мирового экспорта чая на долю Индии приходится около 20%; специй, изделий из кожи, жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней – 10%; железной руды и ее концентратов, кожевенного сырья, хлопчатобумажных тканей и текстильных изделий – 5–7%. В мировом экспорте машин и оборудования доля Индии составляет 0,7 – 2%.

В структуре индийского импорта ведущее место занимают нефть и нефтепродукты (21,6%); машины, оборудование и транспортные средства (22,5%), драгоценные камеи и ювелирные изделия (7,8%); химические продукты (7,4%); золото и серебро (6,0%); черные металлы (2,9%).

Основные торговые партнеры Индии – США (19,5%), Великобритания, Япония, Германия, Гонконг (от 5,5 до 6%), ОАЭ, Бельгия, Италия (3-5%). На развитые страны приходится более 60% внешнеторгового оборота Индии. Доля России во внешнеторговом обороте Индии в 1997 г. составила 1,8%.

Следует отметить, что в реализации планов экономического и социального развития Индии, помимо внешнеторговых связей, довольно весомую роль играет иностранная финансовая помощь западных стран . Она составляет около 7 млрд долл. в год, причем примерно половина этой суммы – безвозмездные субсидии и льготные займы.

С начала 90-х гг. правительство индии активно проводит политику открытой экономики, прежде всего путем привлечения иностранного капитала природными богатствами, дешевой рабочей силой, либерализованной правовой базой, с целью ускоренного технического перевооружения промышленности и модернизации экономики в целом. И эти мероприятия по привлечению иностранных инвестиций увенчались определенным результатом. Если в 1986-1991 гг. среднегодовой приток иностранных прямых инвестиций в страну составлял менее 200 млн долл., то в 1997 г. он превышал 3 млрд долл.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов оказались такие отрасли экономики, как телекоммуникации, энергетический комплекс, металлургия, транспортное оборудование, нефтехимия, лесозаготовки и экспорт драгоценных камней.

Благодаря либерализации правового режима во внешнеэкономической сфере быстрыми темпами растет объем фондового рынка. По объему капитализации (127 млрд долл. в 1996 г.) индийский рынок акций является одним из крупнейших среди «возникающих» финансовых рынков. И все же, по расчетам индийских экономистов, для поддержания темпов экономического роста страны на уровне «азиатских тигров» ей необходимо привлекать в год не менее 10 млрд долл. иностранных инвестиций. В середине 90-х гг. индийская экономика получал только около 3 млрд долл. иностранных инвестиций в год. К основным факторам, препятствующим притоку зарубежных инвестиций в индийскую экономику, следует отнести неустойчивую политическую ситуацию, социальные конфликты, бюрократию, коррупцию, протекционизм, слаборазвитую производственную инфраструктуру.

Среди государственных кредиторов Индии на первом месте стоит «Форум развития Индии». На него приходится 85% всего объема предоставленных кредитов. Из числа участников Форума ведущие позиции занимают МБРР * – 29%, МАР * * – 26%.

В результате массированного привлечения внешних ресурсов в последние годы прослеживается тенденция к росту внешней задолженности Индии и существенному увеличению выплат в счет погашения основного долга и процентов по нему, что серьезно осложняет валютно-финансовое положение страны. Внешний долг Индии в 1997 г. достиг 100 млрд долл. Норма его обслуживания превышает 27%. Вследствие замедления темпов роста экспорта и одновременно опережающего развития импорта а 1997 г. (экспорт составил 34 млрд долл., а импорт – 40,5 млрд долл.) торговый дефицит увеличился до 6,5 млрд долл. в 1997 г. против 5,4 млрд долл. в 1996 г. Курс рупий упал с 35,8 до 41,7 за 1 долл. Золотовалютные резервы страны на апрель 1998 г. составляли около 30 млрд долл.

После парламентских выборов весной 1998 г. правительством Индии была сформирована экономическая программа, продекларировавшая приверженность страны к политике «экономического национализма» , что означало приоритетную поддержку индийских производителей. Вместе с тем в программе содержится обещание улучшить условия стимулирования иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры, энергетики, в экспортно-ориентированные отрасли. Самой приемлемой формой участия иностранного капитала в развитии индийской экономики объявлены совместные предприятия.

Аналитики, отмечая громадный экономический потенциал Индии, прогнозируют высокие темпы роста ее ВВП в ближайшие годы. Эксперты Всемирного банка включают Индию в «большую пятерку» вместе с Китаем, Бразилией, Индонезией и Россией. На долю этих стран в середине 90-х гг. приходилось 8-10% мирового производства и торговли, а к 2020 г. их вклад, вероятно, увеличится вдвое. Еще более впечатляют перспективы роста населения в Индии. По оценкам Всемирного банка, к 2025 г. оно достигнет 1,4 млрд человек и лишь немногим будет уступать китайскому – 1,47 млрд человек, а в конце XXI в. индийцев будет в два раза больше, чем сегодня – 1,9 млрд чел.

Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются развитые капиталистические страны, на долю которых приходится около половины ее внешнеторгового оборота. Основными партнерами Индии являются США, Япония и страны ЕЭС.

Несмотря на значительную диверсификацию внешнеэкономических связей, Индия по прежнему реализует значительную часть своих традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих стран. Доходы от экспорта товаров и услуг в промышленно развитые капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в Индию.

Развитые капиталистические страны важные поставщики на индийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и промышленных товаров. Значение этой группы стран во внешнеэкономических связях Индии определяется еще и тем, что они, а также находящиеся под их контролем международные финансовые организации МВФ и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отметить, что Индия имеет один из самых высоких размеров внешнего долга среди развивающихся государств (829 млрд. рупий, 1989 г.) , что является тяжким бременем для ее экономики.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что укрепление национальной промышленной базы в результате индустриализации сельскохозяйственного производства, а также переориентация Индии в области географии внешнеэкономических связей с акцентом на развивающиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сократить зависимость от развитых капиталистических государств, доля которых в импорте Индии упала с 75% в начале 70-х годов до 55% в 1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес капиталистических стран и в экспорте.

Стремление Индии вырваться из зависимости от развитых капиталистических стран выражается также в ее усилиях по улучшению структуры национального экспорта в направлении увеличения вывоза готовых изделий по сравнению с сырьем и полуфабрикатами. Однако несмотря на принимаемые меры от 60% до 70% общей стоимости (1987) экспортной торговли Индии с США, ее крупнейшем партнером на мировом рынке, приходится на традиционные товары: джутовые изделия, ткани, орехи, чай, кофе и т.д. Новые для Индии товары, и в первую очередь готовые промышленные изделия, только еще начинают пробивать себе дорогу на американский рынок и пока размеры их экспорта остаются незначительными.

Стремясь преодолеть негативные тенденции в торговле с США индийские государственные и частные внешнеторговые организации тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров индийского экспорта. Вместе с тем, как отмечает индийский журнал "Коммерс", торговля Индии и США "... продолжает развиваться по классическому образцу отношений между развитой и развивающейся страной".

На первый взгляд отношения между Индией и странами ЕЭС в области торгово-экономических связей развиваются сравнительно успешно. Об этом свидетельствуют: - быстрый рост товарообмена со странами семерки; - заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое соглашение такого рода между странами "общего рынка" и не ассоциированной с ним страной; - временное сохранение Англией после ее вступления в ЕЭС прежних таможенных преференций в отношении Индии; - заключение Индией соглашения с ЕЭС по кофе и джуту.

В то же время в торговле Индии с "общим рынком" существует много сложных и трудноразрешимых проблем. В частности, типичным для этой торговли является дефицит торгового баланса Индии, размеры которого остаются по существу неизменными. Индии в середине 70-х годов удалось добиться положительного сальдо в торговле с Англией, но это не оказало существенного влияния на дальнейшее развитие этой торговли. Другой характерной чертой торговли Индии со странами-членами ЕЭС является преобладание в индийском экспорте традиционных товаров. На них приходится до 70% стоимости экспорта, и к тому же эти товары на западноевропейском рынке встречают дискриминационные по сравнению с государствами-членами ЕЭС, таможенные ограничения.

Наряду с развитием экспорта в развитые капиталистические страны Индия пытается ослабить проблему несбалансированности торговли с ними путем финансирования своего импорта из этих государств за счет получения от них кредитов и льгот.

Происходит либерализация условий кредитов предоставляемых Индии рядом западноевропейских государств: ФРГ, Англией, Голландией. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значительная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми капиталистическими странами. поступает к ней от западноевропейских государств. Последние используют такие кредиты как весьма эффективное средство конкурентной борьбы на индийском рынке с монополиями США и сумели добиться существенного роста своих продаж в индию. За период 1982-1989 гг. ввоз в Индию товаров из стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в индийском импорте возросла с 13,3% до 29,2%. Также выросла торговля с Японией.

Суммируя вышеизложенное относительно торгово-экономических связей Индии с развитыми капиталистическими странами и их современного состояния, оценивая их перспективы, необходимо отметить, что развитие этих связей испытывает возрастающее воздействие роста собственного экономического потенциала Индии, укрепления ее внешнеэкономических отношений с развивающимися странами и ослабления экономических связей со странами Восточной Европы.

Увольнение