Скачать презентацию на тему органы чувств. Презентация органы чувств. Строение уха человека

Слайд 3

Цели: 1. Сформировать понятие «органы чувств». 2. Показать роль и специфику разных органов

чувств. 3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы. 4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.

Слайд 4

Задачи:1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Положить начало формированию знаний о роли органов

чувств в познании окружающего мира. 3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 4. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

Слайд 5

Оборудование: 1.Рисунок человека без глаз,рта,ушей,носа. 2.Отдельные рисунки глаз,рта,ушей,

носа. 3.Материалы для проведения опытов и наблюдений,для работы в группах: -разрезанные фрукты и овощи; - духи,кофе,апельсин,огурец,лимон; -краски:жёлтая,красная,синяя; -альбомные листы; -плакат «Наши помощники-органы чувств».

Слайд 6

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

3. Постановка учебной задачи.

4. Постановка проблемы.

5. «Открытие» детьми новых знаний, работа в группах.

6. Физминутка.

7. Первичное закрепление: работа по учебнику.

8. Самостоятельная работа: работа в тетради

9. Итог урока.

Слайд 7

1. Организационный момент.Добрый день солнцу и птицам,Добрый день улыбчивым лицам.

(Дети садятся по местам)А теперь улыбнитесь друг другу.Улыбнитесь мне.

Слайд 8

2. Актуализация Наш учебник называется «Я и мир вокруг».-Что даёт нам возможность познавать

окружающий мир?-Как вы определяете, где находитесь?-Как вы различаете предметы?-Какие помощники помогают нам узнать признаки предметов?

Слайд 9

3. Постановка учебной задачи.

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица)

Очень странный человечек. Что же в нем странного?

У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

Слайд 10

4. Постановка проблемы А он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать.

Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.

Слайд 11

5. «Открытие» детьми новых знаний –Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит

провести настоящее исследование. Что же будет предметом нашего исследования? Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово).

Работа с учебником. (стр.54)

Расскажите,чтовидят,слышат и чувствуют Лена и Петя?

Что мы делаем с помощью глаз?

Что мы делаем с помощью ушей?

Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа?

Что можно узнать о предметах с помощью рук?

Отгадайте,почему органы чувств названы нашими помощниками?

Слайд 12

Работа с плакатом «Наши помощники-органы чувств».-Какие органы чувств позволяют обнаружить

эти предметы?-Узнайте,какова «профессия» этих органов чувств?

Слайд 13

Работа в группах.1 группа: С завязанными глазами,наощупь определить фрукты и овощи.2 группа:

С завязанными глазами узнать по запаху кофе и апельсин.3 группа:С завязанными глазами отличить сахар от соли.4 группа:Смешать краски на альбомном листе.Что получится?

Слайд 14

Анализ работы в группах.

Капитаны каждой группы высказывают предположения их команды о роли органов чувств в жизни человека,прикрепляют картинки с их изображением к рисунку человечка.

Слайд 15

6.Физкультминутка.

  • Слайд 16

    7.Первичное закрепление:работа по учебнику (стр.55)

    Выполните задание:расскажите,что чувствуют Миша и Лена.

    Слайд 17

    8. Самостоятельная работа: работа в тетради.

    Выполнение заданий 3,4 в рабочей тетради стр.23.

    Слайд 18

    9.Подведение итогов урока.

    • Дополните предложения:
    • Сегодня я узнал….
    • Я понял, что….
    • Было интересно….
  • Слайд 19

    Глаза – орган зрения

    Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

    Слайд 20

    Слайд 2

    • Обонятельный анализатор
  • Слайд 3

    • Обонятельный анализатор
    • Обонятельная область расположена в верхней носовой раковине. Обонятельные клетки – биполярные нейроны, на дендрите расположены 6 – 12 ресничек, от основания отходит аксон.
  • Слайд 4

    • Обонятельный анализатор
    • Между ними опорные клетки. Обонятельная поверхность достигает 10 см2. Информация передается через решетчатую кость на нейроны, расположенные в двух обонятельных луковицах, затем по обонятельному нерву в ЦНС, в височные доли.
  • Слайд 5

    Слайд 6

    • Вкусовой анализатор
    • Периферический отдел вкусового анализатора – вкусовые почки – расположен в сосочках языка. На вершине почки – вкусовая пора.
    • В сосочке может быть до 200 почек, каждая открывается вкусовой порой. Внутри почки располагаются вкусовые рецепторные клетки, между которыми – опорные клетки.
  • Слайд 7

    • Вкусовой анализатор
    • Сосочки на языке могут быть грибовидными – на кончике языка, чувствительны к сладкому;
    • листовидные – по бокам языка, чувствительны к кислому и соленому;
    • желобовидные, окруженные валиком – к горькому, на корне языка.
    • Чтобы возникло вкусовое ощущение, раздражающее вещество должно находится в растворенном состоянии.
  • Слайд 8

    • Вкусовой анализатор
    • С каждой рецепторной клеткой контактируют с помощью синапсов до 30 волокон.
    • Рецепторы на сладкое расположены на кончике языка, на горькое – у корня, на кислое и соленое – по бокам языка.
    • Центральные отделы вкусового анализатора – на внутренней поверхности височных и лобных долей.
  • Слайд 9

    Слайд 10

    • Что собой представляют обонятельные клетки?
    • Где расположены обонятельные луковицы?
    • Где располагаются центры, анализирующую информацию от органов обоняния?
    • Повторение
  • Слайд 11

    • Что собой представляют вкусовые почки?
    • Какие виды сосочков располагаются на языке?
    • Где располагаются центры, анализирующую информацию от органов вкуса?
    • Повторение
  • Слайд 12

    Слайд 13

    • Кожа - наружный покров организма человека с площадью 1,5 - 2 м2. Состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы, под которой находится подкожная жировая клетчатка.
  • Слайд 14

    • Строение кожи
    • Ногти, когти, рога (кроме рогов оленей и жирафов), перья, волосы, роговая чешуя - производные эпидермиса у амниот.
  • Слайд 15

    • Строение кожи
    • Эпидермис имеет эктодермальное происхождение, отделен от дермы базальной мембраной. В эпидермисе различают 5 слоев:
    • 1 - базальный (мальпигиев), представлен делящимися и пигментными клетки с меланином;
    • 2 - шиповатый, клетки соединены многочисленными отростками;
    • 3 - зернистый, содержит гранулы белка кератогиалина;
    • 4 - блестящий, ядра клеток этого слоя разрушены;
    • 5 - роговой, образованный мертвыми клетками, содержащими кератин.
  • Слайд 16

    • Строение кожи
  • Слайд 17

    • Строение кожи
    • В дерме различают два слоя: - сосочковый, за счет сосочков которого образуются гребешки и бороздки, формируется папиллярный рисунок и сетчатый, в котором коллагеновые и эластичные волокна образуют сеть.
    • В дерме находятся кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, потовые и сальные железы, волосы. Ниже расположена подкожная жировая клетчатка.
    • Потовые, сальные и молочные железы – производные эпидермиса.
  • Слайд 18

  • Слайд 19

    • Строение кожи
    • Потовые железы (порядка 2,5 млн.) - длинные трубки, начальная часть закручена в клубочек, открываются порами. Отвечают за теплорегуляцию, выводят воду, NaCl, мочевую кислоту, аммиак, мочевину.
    • Сальные железы открываются в волосяную сумку. Кожное сало смазывает кожу, волосы. В составе жирные кислоты, воски, стероиды. Водоотталкивающий слой, защита от микроорганизмов.
    • Млечные железы – производные потовых желез.
  • Слайд 20

    • Строение кожи
    • Волос состоит из стержня и корня. Корень образует волосяную луковицу, в которую вдается сосочек, питающий волос. Находится в эпителиальном влагалище, окруженном соединительнотканной сумкой, к которой прикреплена гладкая мышца. Влагалище и сумка образуют волосяной фолликул, в котором находится волос. Стержень волоса состоит из мозгового вещества и коркового, содержащего пигмент меланин.
  • Слайд 21

    • Строение кожи
    • Снаружи волос покрыт роговыми чешуйками. К старости уменьшается количество пигмента в корковом слое и увеличивается количество воздуха в мозговом веществе, волосы седеют.
    • Выпадение волоса связано с атрофией нижней части волосяной луковицы, но еще до выпадения волоса эпителиальное влагалище окружает волосяной сосочек и начинается рост нового волоса.
  • Слайд 22

    • Строение кожи
    • Рецепторы кожи:
    • Свободные нервные окончания в эпидермисе образуют механорецепторы, и рецепторы болевой чувствительности, до 200 на см2.
    • Колбы Краузе воспринимают действие холода;
    • Тельца Руфини – действие тепла;
    • Тельца Мейснера – прикосновение;
    • диски Меркеля – давление;
    • Тельца Пачини, самые крупные инкапсулированные нервные окончания – воспринимают вибрацию.
    • Где происходит анализ тактильной информации?
    • В задней центральной извилине.
  • Слайд 23

    • Строение кожи
  • Слайд 24

    • Функции кожи
    • Кожная рецепция: на 1 см2 кожи около 200 болевых рецепторов, 15 холодовых, ближе к поверхности, чем тепловые, 1-2 тепловых, 25 осязательных.
    • Защитная: защита от механических повреждений, непроницаема для микроорганизмов, защита от избытка ультрафиолета путем образования меланина.
  • Слайд 25

    • Функции кожи
    • Выделительная функция осуществляется за счет работы потовых и сальных желез. В сутки человек теряет около 1000 мл пота с растворенными солями и продуктами белкового обмена.
    • Дыхательная функция - до 1,5% от общего газообмена приходится на кожу.
    • Образование витамина D под действием ультрафиолетовых лучей.
    • Запасание энергетических материалов в подкожной жировой клетчатке.
  • Слайд 26

    • Функции кожи
    • Регуляция теплоотдачи с помощью изменения интенсивности потоотделения (в жаркую погоду при тяжелой физической работе организм может потерять за счет потоотделения до 12 л жидкости) и с помощью изменения скорости кровотока в коже. Кровоток может варьировать от 1 мл/мин до 100 мл/мин, теплоотдача увеличивается в 5-6 раз. Ниже уровня капиллярной сети находятся "шунты", при сужении которых кровь проходит ниже капиллярной сети. Подкожная жировая клетчатка играет теплоизолирующую роль.
  • Слайд 27

    • Функции кожи
    • Закаливающее действие. Регулярное закаливание приспосабливает организм к быстрой перестройке обмена веществ, к изменению теплоотдачи за счет изменения кровотока через кожу и изменения интенсивности потоотделения.
    • При заболевании внутренних органов нарушается чувствительность кожи в области, строго соответствующей конкретному органу.
  • Слайд 28

    • Функции кожи
  • Слайд 29

    • Функции кожи
    • Для того, чтобы кожа справлялась со своими функциями, необходимо выполнять гигиенические требования. Кожа должна быть чистой, на чистой коже болезнетворные микроорганизмы быстро погибают. Руки необходимо мыть с мылом несколько раз в день, перед едой и после посещения туалета - обязательно;
    • не реже одного раза в неделю мыть все тело;
    • ноги - каждый вечер.
    • Для ухода за волосами подбирается шампунь для вашего типа волос, голову нужно мыть по мере загрязнения, но не реже двух раз в неделю.
  • Слайд 30

    • Повторение
    • Что обозначено на рисунке цифрами 1–10?
    • Из каких слоев состоит кожа?
    • Какова общая поверхность кожи?
    • Какие роговые образования находятся в коже человека?
    • Какие железы находятся в коже человека?
    • Где расположены сальные железы?
    • Куда открываются протоки сальных желез?
    • Где расположены клетки, образующие меланин?
    • Как называются рецепторы, расположенные в коже?
    • 1 – эпидермис; 2 – дерма; 3 – подкожная жировая клетчатка; 4 – волос; 5 – волосяная сумка; 6 – свободные нервные окончания; 7 – тельце Пачини; 8 – тельце Мейснера; 9 – колба Краузе; 10 – тельце Руффини; 11 – потовая железа.
  • Слайд 31

    • Повторение
    • Дайте ответы на вопросы:
    • Какое происхождение имеют волосы и ногти?
    • Где располагаются кровеносные и лимфатические сосуды?
    • Как происходит усиление теплоотдачи через кожу при повышении температуры окружающей среды?
    • Какой витамин образуется в коже?
    • Почему летом человек загорает?
    • Верные суждения:
    • В эпидермисе есть кровеносные и лимфатические капилляры.
    • В эпидермисе располагаются свободные нервные окончания.
    • Меланоциты располагаются в дерме.
    • Сальные железы открываются в волосяную сумку.
    • Холодовых рецепторов больше, чем тепловых.
    • Холодовые рецепторы расположены глубже, чем тепловые.
  • Посмотреть все слайды

    Что кому по вкусу. Глаз человека. Органы чувств. Глаза и зрение. Обоняние. Вкусы и запахи. Выбирай на вкус. Чувство вины. Органы государственной безопасности. Охрана зрения. Гигиена зрения. «Мир человеческих чувств. Строение глаза человека. Неделя чувств. Мир чувств и эмоций. "Все работы хороши, выбирай на вкус. «…Все работы хороши, выбирай на вкус.

    Все работы хороши – выбирай на вкус. Органы осязания, обоняния, вкуса. Чувство эмпатии. Чувства и настроение в музыке. 5 органов чувств человека. Мир глазами астронома. Мои мысли, чувства и желания. Все работы хороши, выбирай на вкус. «Все работы хороши, выбирай на вкус. Все работы хороши - выбирай на вкус. Нравственные чувства и моральное поведение.

    Адам Смит «Теория нравственных чувств». Органы чувств у животных. Гений чувства. ОРГАНЫ ЧУВСТВ Глаза и зрение. Новый Год– праздник чувств. Развитие чувства юмора у дошкольников. Сделай жизнь на вкус лучше. За чувства, ставшие строкой. «Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитаешь. Проект: «Все работы хороши- выбирай на вкус.

    В мире детских эмоций и чувств. Прошлое и настоящее глазами эколога. Тест «Мир глазами историка». "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Твои помощники – органы чувств. Наши помощники-органы чувств Проект. Чувства детей в произведениях живописи.

    Многогранный мир чувств. Прислушаться к голосу чувств. Чувства в жизни христианина. Мир вещей глазами художника. Мир волшебных звуков, чувств и дум…. Наши умные помощники – органы чувств. Эволюция нервной системы и органов чувств. Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкально-ритмического движения.



    Ухо- орган слуха. Орган слуха воспринимает звук. Ухом мы слышим речь человека, пение птиц, музыку и шорох, различаем звуки природных явлений.



    С помощью глаз мы познаём окружающий мир. Видим предметы, различаем их цвет, форму, объём. Глаза - это орган зрения. Брови и ресницы- охраняют глаза от пыли и резкого света. Брови защищают глаза от пота со лба. Слёзы увлажняют и утепляют глаз, а также уничтожают вредные микробы.


    Язык – это орган вкуса. Кончик языка в основном чувствует сладкое. Края языка ощущают солёное и кислое, а его основание – горькое. Языком человек различает около 10000 вкусов. Вместе с этим язык помогает проглотить пищу.


    Кожа -орган осязания. Кожа очень важный орган чувств. С её помощью мы ощущаем прикосновения, боль, тепло и холод.


    • Защищай глаза от попадания посторонних предметов.
    • Телевизор долго не смотри.
    • Мой уши ежедневно чистой водой с мылом.
    • Нельзя чистить уши острыми и твёрдыми предметами.
    • Не клади в рот острые и режущие предметы.
    • Соблюдай гигиену носа.
    • Всегда имей при себе носовой платок.
    • Соблюдай личную гигиену!
    Рентабельность