Презентация "интерактивные методы обучения". Интерактивные формы и методы обучения. правила управления успехом на уроке интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, - презентация Интерактивные методы обучения в школе презен

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Активные и интерактивные методы обучения ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные методы обучения -Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? -Какие они? Что это?! Сколько их? Родоначальники идей активизации Ян Амо́с Ко́менский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский … Мыслители античного мира “Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика” ПИФАГОР “Формирование у учеников стремления постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности” ДЕМОКРИТ “Наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании” СОКРАТ, «Майевтика» “Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память” Лу́ций А́нней Се́нека “Всестороннее развитие и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества” Ибн-Сина (Авицена) Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. “Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способности понимать вещи” Ян Амос Коменский (1592-1670) Отечественные учёные В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемы высшей школы

  • развития мышления
  • познавательной активности
  • познавательного интереса
  • Мария Мироновна Бирштейн – первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое движение»
  • 1938 г – запрет на деловые игры
  • 1960 г – возрождение Школы МАО

Необходимость:

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

  • Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Виды методов обучения Пассивные

Активные

Интерактивные

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. А.М.Смолкин

  • соответствие логике учебного процесса
  • соответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихся
  • соответствие дидактическим целям занятия
  • соответствие содержанию темы занятия
  • соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом
  • соответствие временным рамкам обучения
  • соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя
  • соответствие способу руководства учебной деятельностью

Критерии отбора методов обучения

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность обучающихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Риски необоснованного использования интерактивных методов
  • Непонимание того, что такое интерактив.
  • Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
  • Бессистемное применение интерактивных методов.
  • Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
  • Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся).
Более 140 активных методов обучения Неимитационные
  • проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
  • эвристическая беседа;
  • учебная дискуссия;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • семинары;
  • дискуссии
Имитационные
  • Игровые:
  • деловая игра;
  • педагогические ситуации;
  • педагогические задачи;
  • ситуация инсценирования различной деятельности
  • Неигровые: коллективная мыслительная деятельность;
  • ТРИЗ работа и др.
Интерактивные методы обучения

Групповые

Индивидуальные

  • Выполнение практических задач
  • Тренировка

Дискуссионные

  • Групповая дискуссия
  • Анализ ситуаций морального выбора
  • Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
  • «Мозговой штурм»
  • Презентация
  • Обсуждение
  • Дебаты
  • Деловая игра
  • Организационно-деятельностная игра
  • Операционная игра
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Дидактическая игра и др.

Тренинг-методы

  • Социально-психологический тренинг
  • Тренинг делового общения
  • Психотехнические игры
Ведущие признаки интерактивного взаимодействия
  • Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме
  • Диалог
  • Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
  • Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме
  • Свобода выбора
  • Создание ситуации успеха
  • Рефлексия
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия

Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний)

Хук (притча, игра, «крючок»)

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Синквейн («восточный стих»)

Обсуждение домашней творческой работы

Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

«Инсерт»

Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

Опорный конспект

Кластеры

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Форма группового взаимодействия - «большой круг».

«Аквариум»

Рефлексия – получение обратной связи

Мини-сочинение

Глоссарий (составление словаря)

Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

Юмористический рассказ

Незаконченное предложение

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

  • работа в группе;
  • самооценка участника групповой работы;
  • свобода мышления;
  • овладение культурными формами работы;
  • коммуникация в учебном диалоге;
КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

  • Обязательная исследовательская стадия процесса
  • Коллективное обучение или работа в группе
  • Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
  • Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
  • Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации;

Кейсы с формирование проблемы - описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

Кейсы без формирования проблемы - описывается более сложная ситуация, где проблема представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» Синквейн

  • - стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам.
  • 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства.
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» «Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода:
  • Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
  • Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
  • Стимулирует участников к практической работе.
Зарукина Е. В.
  • Зарукина Е. В.
  • Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  • Е.А. Генике "Активные методы обучения: новый подход" интернет-магазин "Образовательный квартал" shop.direktor.ru
  • Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. http://www.hr-training.net/statya/mihailova_1/shtml .
  • Смолкин А.М. Активные методы обучения. М., 1991.
Нетрадиционные лекции Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы “подталкивают” слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация).
  • Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7).
  • Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее.
Лекция вдвоем
  • Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией.
  • Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно
Лекция “пресс-конференция”
  • Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции.
  • Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию.
  • Структура лекции может быть двух видов:
  • 1.Целое, связанное изложение проблемы.
  • 2.Брифинг- краткие ответы на вопросы слушателей
Используйте активные методы обучения (АМО)!

  • Учитель истории Желтухина Т.А.

  • Учитель биологии Носова И.Н.

Слайд 2

«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко»

Слайд 3

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы

Ребёнок научился учиться
- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Слайд 4

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений


  • Учителя с детьми

  • Детей друг с другом

  • Каждого ребёнка с учителем

  • Ученика с коллективом
  • Слайд 5

    Идея сотрудничества исходит


    • От древних мудрецов

    • Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии
  • Слайд 6

    Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.

    В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

    Слайд 7

    Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

    Слайд 8

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:


    • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

    • Повышение познавательной мотивации

    • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Слайд 9


    • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка

    • Воспитание лидерских качеств
  • Слайд 10


    • Умение работать с командой и в команде

    • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
  • Слайд 11

    Методические приёмы интерактивного обучения:



    • Пары и группы

    • «Мозговая атака»

    • «Общая дискуссия»

    • Проекты
  • Слайд 12


    • Семинары

    • «Общий галдёж»

    • Словесные ассоциации

    • Воспроизведение информации
  • Слайд 13

    Классификация игр:


    • По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация

    • По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие
  • Слайд 14

    Классификация игр


    • По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые

    • По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
  • Слайд 16

    Деловая игра


    • Имитация в игре реального процесса с помощью модели

    • Различие интересов участников игры

    • Наличие общей игровой цели

    • Реализация цепочки решений

    • Использование гибкого масштаба времени
  • Слайд 17

    Ситуативные игры


    • Ситуации – иллюстрации

    • Ситуации – упражнения

    • Оценочные ситуации

    • Проблемные ситуации

    • Прогностические ситуации
  • Слайд 18

    Пары и группы

    Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

    Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

    Слайд 20

    Правила проведения


    • Запрещена критика выдвинутых идей

    • Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы

    • Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи

    • Наличие ролей
  • Слайд 21


    • В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей

    • Доброжелательная, творческая атмосфера проведения

    • Активное взаимодействие всех участников

    • Применение системы оценки, стимулирование
  • Слайд 22

    Общая дискуссия

    Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

    Слайд 23

    Стадии дискуссии


    • Ориентация

    • Оценка

    • Консолидация
  • Слайд 25

    Проектная деятельность

    Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

    Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

    Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

    Слайд 26

    Этапы работы над проектом

    1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)
    2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

    Слайд 27

    3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)
    4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

    Слайд 28

    Методика организации семинара

    1. Определение вопросов для обсуждения
    2. Подбор литературы
    3. Отбор отдельных жизненных ситуаций

    АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В помощь учителю

    КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ  Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.  Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель ­ ученик.  Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель ­ ученик ­ ученик.

    ПРИЗНАКИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Активные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик». То есть учитель привлекает детей к процессу обучения.  активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;  длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;  самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;  мотивированность к обучению.

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.  Кейс­технологии - используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного­единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.  Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.  Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры­путешествия, спектакли, викторины, КВН - это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.  Баскет­метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЗАДАЧИ  Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей. Задачи:  Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.  Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.  Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини­теме.  Интерактивный урок с применением аудио­ и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.  Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.  Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.  Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.  Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.  BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб­мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

    РАМКАХ ФГОС ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, И ЭФФЕКТИВНЫХ  Кейс­метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ КАК реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.  Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.  Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).  Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.  Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.  Метод модульного обучения - содержание обучения распределяется в дидактические блоки­модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

    ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС  Тип "урок усвоения новых знаний".  Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок­ закрепление)".  Тип "урок актуализации знания и умений (урок­ повторение).  Тип "урок обобщения и систематизации".  Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".  Тип "урок коррекции ЗУН".  Тип "комбинированный урок" - может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно - и форм проведения.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ УРОКОВ  Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.  Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок­ откровение, урок­дублер, урок мудрости, творческий отчет.  Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.  Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок­ следствие, ученый совет, урок­суд.  Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.  Уроки­фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.  Интегрированные уроки.

    ВЫБОР МЕТОДА ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ УСЛОВИЙ:  цели обучения;  уровня подготовленности учащихся;  возраста учащихся;  времени, отведенного на изучение материала;  оснащенности школы;  теоретической и практической подготовленности учителя.  Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Мастер-класс учителей филологического цикла Василевской А.В. и Поляковой Т.Г.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

    5 слайд

    Описание слайда:

    Образовательная технология Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (А.В.Хуторской) двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой; проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса; наличие комфортных условий; управление на всех этапах, уровнях, группах.

    6 слайд

    Описание слайда:

    В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

    7 слайд

    Описание слайда:

    Виды методов обучения Пассивные Активные Интерактивные Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Ученик

    8 слайд

    Описание слайда:

    К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) Мини-лекция Контрольный лист или тест Ролевая игра Игровые упражнения Разработка проекта Решение ситуационных задач Приглашение визитера Дискуссия группы экспертов Интервью Инсценировка Проигрывание ситуаций Выступление в роли обучающего Обсуждение сюжетных рисунков Опрос–Квиз (контроль) и др.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Интерактивные методы обучения Групповые Индивидуальные Выполнение практических задач Тренировка Дискуссионные Групповая дискуссия Анализ ситуаций морального выбора Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») «Мозговой штурм» Презентация Обсуждение Дебаты Игровые Деловая игра Организационно-деятельностная игра Операционная игра Сюжетно-ролевая игра Дидактическая игра и др. Тренинг-методы Социально-психологический тренинг Тренинг делового общения Психотехнические игры

    10 слайд

    Описание слайда:

    Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей 2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

    11 слайд

    Описание слайда:

    Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.) Позволяет получить навыки адаптации к новой среде Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту 2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации. Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

    12 слайд

    Описание слайда:

    Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию 2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод) Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

    13 слайд

    Описание слайда:

    Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др. 2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы

    14 слайд

    Описание слайда:

    соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

    15 слайд

    Описание слайда:

    Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

    16 слайд

    Описание слайда:

    Алгоритм проведения интерактивного занятия. 1.Подготовка занятия; 2. Вступление; 3. Основная часть; 4. Выводы (рефлексия).

    17 слайд

    Описание слайда:

    Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний) Хук (притча, игра, «крючок») «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Синквейн («восточный стих») Обсуждение домашней творческой работы Кластеры

    18 слайд

    Описание слайда:

    Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт» Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Кластеры Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Различные формы дискуссий Игровые методы Форма группового взаимодействия - «большой круг». «Аквариум»

    19 слайд

    Описание слайда:

    Рефлексия – получение обратной связи Эссе Мини-сочинение Глоссарий (составление словаря) Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Юмористический рассказ Сказка Незаконченное предложение

    20 слайд

    Описание слайда:

    При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге; ...

    21 слайд

    Описание слайда:

    КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

    22 слайд

    Описание слайда:

    ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: Обязательная исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

    23 слайд

    Описание слайда:

    ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

    24 слайд

    Описание слайда:

    КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; Кейсы с формирование проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения; Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поик путей решения проблемы.

    25 слайд

    Описание слайда:

    КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ ПО ЖАНРАМ Основание классификации Виды кейсов Наличие сюжета Сюжетный кейс Бессюжетный кейс Временная последовательность материала Кейс в режиме от прошлого к настоящему Кейс – воспоминание с прокруткой времени назад Прогностический кейс Способ представления материала Рассказ Эссе Аналитическая записка Журналистское расследование Отчет Очерк Объем Краткий (мини) Средний Объемный

    26 слайд

    Описание слайда:

    ВИДЫ КЕЙСОВ Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

    27 слайд

    Описание слайда:

    РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» Учебные Образовательные 1. Усвоение новой информации 1. Создание авторского продукта 2. Освоение метода сбора данных 2. Образование и достижение личных целей 3. Освоение метода анализа 3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Умение работать с текстом 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    28 слайд

    Еремкина Ольга Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина

    Слайд 2: Вопросы:

    Чем объясняется интерес к интерактивным формам и методам обучения? В чем отличие интерактивных от активных методов обучения? Какие методы можно отнести к активным и интерактивным методам обучения? Каков алгоритм проведения интерактивных методов обучения?

    Слайд 3: Пассивный метод

    ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

    Слайд 4: Традиционное обучение

    пассивность обучающегося во время занятия; односторонняя коммуникация; преподаватель использует материал, который не является оригинальным; оригинальны лишь способы его конструирования, логика и манера изложения.

    Слайд 5: Активный метод

    ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

    Слайд 6: Закономерность обучения по данным Р. Карникау и Ф. Макэлроу

    человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в деятельности.

    Слайд 7: Итерактивный метод

    ученик ученик ученик УЧИТЕЛЬ

    Слайд 8: Многосторонняя коммуникация

    Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт. Обучающиеся лучше учатся, если учитель активно поддерживает их способ усвоения знаний. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если он структурирован, ученик включен в обсуждение, может высказать свою точку зрения, даже если она не совпадают точкой зрения учителя.

    Слайд 9: Активные и интерактивные технологии

    Круглый стол (дискуссия, дебаты). Мозговой штурм. Деловые и ролевые игры. C ase-study. Кейс-метод Метод проектов. Урок в диалоговом режиме (урок - диалог). Групповая работа или работа в малых группах

    10

    Слайд 10: Кейс-метод

    интерактивный имитационный творческий метод обучения, предполагающий использование реальных жизненных ситуаций, в котором на основе построения ролевой системы осуществляется освоение теоретических знаний и овладение практическими навыками

    11

    Слайд 11: Кейс-метод. Этапы

    1) вступительное слово учителя (введение в проблему, сообщение правил поведения, распределение ролей); 2) ознакомление с текстом; 3) групповое обсуждение; 4) дискуссия, коллективный анализ (формулировка гипотезы, педагогических воздействий); 5) подведение итогов.

    12

    Слайд 12: Кейс-метод. Основные характеристики:

    сочетание методов моделирования, системного анализа, проблемности, мысленного эксперимента, игровых методов; коллективное развивающее обучение; способствует раскрепощению ее участников, демократизации отношений, формированию прогрессивного стиля мышления и этики группового общения; обладает временной и сюжетной структурой, имеет четкую последовательность событий во времени, сюжетную линию (драму), столкновение мнений.

    13

    Слайд 13: Интерактивное обучение

    это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель: состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; в формировании навыков учебной деятельности.

    14

    Слайд 14: Особенности взаимодействия в интерактивном обучении:

    пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов решения учебной задачи; совместное эмоциональное состояние, переживание чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

    15

    Слайд 15: Основные правила организации интерактивного обучения

    Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. Правило второе. Необходима психологическая подготовка участников. Для этого используются разминки, поощрение. Правило третье. Оптимальное количество участников – 15-25 человек. Правило четвертое. Участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое. Четкое закрепление процедур и регламента. Правило шестое. Сначала деление на группы на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

    16

    Слайд 16: Обязательные условия организации интерактивного обучения:

    доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; демократический стиль; сотрудничество в процессе общения; опора на личный опыт обучающихся; многообразие форм и методов представления информации; внешняя и внутренняя мотивация деятельности, взаимная мотивация обучающихся.

    17

    Слайд 17: Алгоритм проведения интерактивного занятия:

    I. Подготовка занятия педагог производит подбор темы, ситуации, определяет дефиниции (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбирает конкретную форму интерактивного занятия, определяет временные рамки на выполнение задания в группах, на вступительное слово, инструктаж, на рефлексивный анализ?

    18

    Слайд 18: Педагог должен перед занятием:

    уточнить проблемы, которые предстоит решить; четко структурировать материал занятия; обозначить перспективы использования полученных знаний в практической деятельности; четко представлять, чем ученики будут заниматься на занятии (в процессе групповой работы).

    19

    Слайд 19: II. Вступление:

    Сообщение темы и цели занятия. знакомство с предлагаемой ситуацией, с проблемой; информирование участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, четкие инструкции; создание ситуации однозначного семантического понимания терминов, понятий; уточнение понятийного аппарата, определения изучаемой темы.

    20

    Слайд 20: Примерные правила работы в группе для студентов:

    активность; уважение мнения участников; доброжелательность; пунктуальность, ответственность; открытость для взаимодействия; заинтересованность; стремление найти истину; соблюдение регламента; креативность; уважение правил работы в группе.

    21

    Слайд 21: III Основная часть:

    Для всех форм интерактивного обучения характерны основные ключевые составляющие: 1. Выяснение позиций участников, предполагающая проявление отношения участников к обсуждаемой проблеме

    Рентабельность