Новый закон о дачных участках. В России принят новый закон для дачников и садоводов: что в нем важного

Чем ближе новый 2019 год, тем внимательней изучается дачниками ФЗ «О садоводческих товариществах», принятый в 2017 году. Его называют «дачной конституцией», есть немало сторонников и критиков, еще на стадии обсуждения законопроекта был внесен ряд изменений (поправки были приняты во время голосования во втором чтении). Какими будут новые правила, по которым с 01.01.2019 начнут жить дачники и какие ключевые моменты изменятся? Новая редакция закона о садоводческих товариществах упрощает некоторые ключевые моменты. Остановимся на них подробнее.

Сначала «амнистия», затем «конституция»

Основными ключевыми проблемами для владельцев садовых и огородных участков были:

  • наличие множества форм общественных организаций (товариществ с разной формой правления);
  • проблемы со статусом построек и их узакониванием;
  • сложности с пропиской;
  • финансовая деятельность «начальников» — председателей садовых кооперативов;
  • форма и правила управления товариществами;
  • высокая стоимость благоустройства участка, в первую очередь обеспечения водой.

Если учесть, что дачными участками с той или иной формой собственности и целевого назначения в РФ довольно много (данные говорят о 60 миллионах садоводов-огородников), то необходимость привести старое законодательство к новым реалиям назрела давно. Масштабная реформа началась с «дачной амнистии» — людям дали возможность узаконить постройки, которые ранее с трудом регистрировались. А с 2019 года вступает в силу так называемая «дачная конституция» — новый Федеральный закон №217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества…». Он будет регламентировать деятельность всех садоводческих товариществ.

Формы хозяйствования

Почему дачников теперь будут называть «бывшими»? Дело в том, что в Законе о дачных садоводческих товариществах четко определяются варианты сообществ как организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Их могут создавать владельцы участков, выделенных под садоводство или огородничество. То есть, фактически речь будет идти о разновидности ТСЖ, только членами будут не собственники жилья (его на участке может и не быть), а владельцы земли. И создать можно будет только 2 вида товариществ:

  • огороднические с правом возведения некапитальных строений;
  • садоводческие, на их территории можно будет строить капитальные дома (с фундаментом), получать статус «жилое» (при условии, что строение отвечает нормам СНипПа).

Фактически, на законодательном уровне было четко установлено, где можно будет на законных основаниях построить дом, внести его в реестр (регистрация в ЕГРН) и получить статус жилого со всеми вытекающими отсюда последствиями. А в перспективе – перейти на другой статус и стать полноценным ТСЖ, что актуально для коттеджных поселков.

Статус построек

Проблема «самостроя» на дачах долго оставалась нерешенной. Начало «дачной амнистии» стало первым шагом к их узакониванию. Упрощенная система дала свои плоды: люди смогли наконец-то получить документы на самовольные застройки. После вступления в силу Закона о дачных садоводческих товариществах процедура будет более прозрачной. При возведении строений на территории огороднических некоммерческих (ОНТ) им будет присвоен статус «нежилого». На территории садоводческих некоммерческих организаций (СНТ) – можно возводить временные постройки или строить капитальные дома со статусом «жилые». Главное, чтобы у них был фундамент, и они соответствовали нормам СНиП.

Теперь, с 2019 года, при покупке недвижимости «на земле» можно будет заранее узнать, что именно вы приобретаете: жилой дом, в котором можно будет прописаться, или помещение, которое хоть и пригодно для круглогодичного проживания, но не является жилым по официальным бумагам. Но есть и «подводный» камень: лица, проживающие в квартирах, предоставленных по договору социального найма, или владеющие иной недвижимостью, окажутся в двойственной ситуации: с ними могут расторгнуть договор или потребуется платить налог за дополнительную недвижимость. Поэтому узаконивание дачного домика может обернуться дополнительными финансовыми расходами.

Прописка

Эта проблема очень актуальна: для многих выстроенные на участке дома – единственное жилье. А отсутствие права прописки ставит их в трудную ситуацию. Нет возможности оформить ОМС, встать на учет в налоговую, зарегистрироваться в очереди на место в детские сады. Эти и другие ограничения делают из людей граждан с ограниченными правами и возможностями.

Хотя теоретически и сейчас существует возможность получить право на прописку, на практике это почти невозможно: действовать нужно через суд, нести материальные затраты, ждать годами решения на всех этапах оформления. С 1 января 2019 года, после вступления в силу Закона о садоводстве и огородничестве, все изменится. Получить нужный статус жилья можно будет после регистрации ЕГРН.

Но, стоит отметить, что вопрос прописки это полностью не решает: ведь для этого нужно, чтобы был конкретный адрес, принадлежность к городу или конкретному населенному пункту. Возможно, законодатели продумают и этот нюанс, и примут дополнительные подзаконные акты, в которых данная проблема будет решаться максимально просто.

Финансовая деятельность

Более прозрачной станет и финансовая деятельность правления:

  • обязательным условием будет отчетность ревизорам, выбранным на общем собрании;
  • все платежи будут проводиться по безналу, через специально открытые счета;
  • из всех взносов остается только 2: на текущие расходы – членские, на улучшение инфраструктуры – целевые, даже вступительные взносы теперь будут незаконными.

Закон о садоводческих товариществах 2019 не позволит сохранить «поборы» в прежнем объеме: все расходы будут одобряться на общем собрании. Но при этом те, кто решил не вступать в организацию собственников, будет обязан оплачивать взносы в полном объеме. Ведь деньги пойдут на содержание объектов общего пользования.

Благоустройство

Очень важное изменение произойдет в вопросах благоустройства. Для ведения хозяйственной деятельности самое главное – водоснабжение. На данный момент стоимость бурения индивидуальных скважин – дело дорогое (от 1 200 000 до 2 500 000 рублей уходит только на геологическое исследование). Согласно новому закон о садоводствах, с 2019 года не нужно будет его проводить, значит, вода станет доступней из-за снижения общей стоимости работ.

Форма правления

Организация ОНТ или СНТ тоже будет другой: все ключевые решения будет принимать общее собрание, причем можно будет проводить его в удобном месте, даже дистанционно. У каждого сообщества будет свой устав, количество членов правления будет зависеть от числа собственников и членов сообщества.

Еще один важный момент: на территории, выделенной ранее под отдельный дачный массив, можно будет регистрировать только одну организацию. Следовательно, прекратится «перетягивание» членов и споры по поводу общего имущества и обслуживания коммуникаций.

Вот такие ключевые моменты изменятся с 2019 года, когда закон о садоводстве вступит в силу. Хотя, по мнению некоторых экспертов, он нуждается в корректировке, доработке и принятии подзаконных нормативных актах, все же он существенно меняет ситуацию в лучшую сторону.

Государство в целях сохранения плодородия земли и извлечения из неё пользы выделяет земельные участки под садоводство . В пределах этих выделов гражданам нарезаются индивидуальные садовые участки. Внутри каждого выдела организуются проезды, улицы, проходы и другие элементы инфраструктуры. Всё это, в конечном итоге, государство закрепляет за садоводами на праве общей (совместной) собственности, как необходимое условие развития садоводства. Государство идёт дальше и законодательно закрепляет долю каждого владельца в общей земельной собственности.

От противников можно услышать дальше: «А мне это вся ваша возня с организацией не нужна. Я и сам справлюсь». Сомневаюсь, что один садовод сможет провести себе электричество, газ, воду, другие инженерные коммуникации, отремонтирует подъездную дорогу к своему участку, сможет защитить своё имущество от воров и решить ещё множество задач с местными властями и государством.

Садоводческое некоммерческое товарищество учреждаются гражданами для решения общих задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Один садовод глобальные ресурсоёмкие задачи решить не может. Для этого создаётся СНТ, как организация садоводов.

Имущество общего пользования, приобретённое или созданное за счёт средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Управляет этой общей (совместной) собственностью СНТ, юридическое лицо, выступает в роли управляющей компании нанятой садоводами. Обратимся к определению членских взносов, данному Садоводу в 1 статье ФЗ-66 от 15.04.1998 г., то совершенно очевидно то, что членские взносы идут на текущие расходы товарищества, то есть на содержание СНТ и на приобретение, создание собственности юридического лица.

Правило: Взносы, периодически сдаваемые садоводами на содержание инфраструктуры, а также создание имущества общего пользования, которое явно или косвенно, направлено на содержание инфраструктуры и не является предметом необходимости, вытекающим из норм законодательства, или собственностью, принадлежащей садоводам, будут являться членскими. ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Статья 21, часть 1, п.п. 10, 11, 12 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)»

В соответствии с статьёй 21 пунктом 1 пп. 10 и 12 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)» общее собрание членов СНТ утверждает смету доходов и расходов товарищества согласно нормам установленных Положением целевых фондов и в точном соответствии с количеством участков в СНТ. Из сметы правомерно вытекают размеры взносов и платежей. Итог: Садоводы имеют приходно-расходную смету СНТ , регламентированные, понятные каждому садоводу сбор и распределение денег, для ведения прозрачного бухгалтерского учёта.

Остался один якобы незамеченный нами пункт закона при разборе полётов о взносах и платежах. Это пп. 11 п. 1 ст. 21 ФЗ-66 от 15.04.98 г. Пришло время определиться с пенёй и её размерами.

Как показывает опыт, пеня устанавливается в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Эта цифра присутствует во многих договорах, которые заключаются между сторонами в РФ, в т.ч. между СНТ и подрядчиками на выполнение каких-либо работ, возведении объектов общего пользования и т.д. Данная пеня несколько выше, чем определённая в статье 75 НК РФ, но она вполне допустима и признаётся неизменной для рассмотрения в судах.

Для дальнейшей работы, выработки рекомендаций садоводам обратимся к Гражданскому кодексу РФ: В результате суда пеня может быть уменьшена и приведена в соответствие статье 75 Налогового кодекса РФ. Т.е. суд рассчитает уменьшенную сумму долга вот по такой формуле где, П = Н х Д х СР/100% х 1/300

П — пеня; Н — сумма неплатежа; Д — количество дней просрочки;

СР — ставка рефинансирования ЦБ РФ

Если садовод имеет собственность, то он ею беспрепятственно владеет, пользуется, распоряжается согласно ст. 209 «Содержание права собственности» ГК РФ, что составляет право собственности. Из этого права одновременно на собственника возлагается бремя и риск содержания собственности (ст. 210 «Бремя содержания имущества» ГК РФ). Теперь попробуйте сами ответить на вопрос: «Каким образом можно содержать земельный выдел, переданный двумстам садоводов, со своими индивидуальными садовыми участками более-менее всё понятно. Если Вы его взяли в собственность, значит Вам от этой земли что-то надо, и Вы будете его эксплуатировать в соответствии с разрешённым использованием.

Председатель должен организовать садоводов, содержание земель общего пользования : общее собрание, правление и другие органы СНТ они же призваны и контролировать садоводов в пределах своей компетенции и полномочий — это подтверждает статья 14 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

А далее можно смело утверждать, что вложение денег садоводами в содержание земельного выдела в границах СНТ есть ничто иное, как периодическая сдача всеми владельцами индивидуальных садовых участков денежных средств, называемых членскими взносами в точном соответствии с нормами ФЗ-66 от 15.04.1998 г. И именно членские взносы являются основой для существования СНТ.

Решая общие социально-хозяйственные задачи, СНТ, как организация, создаёт вполне определённую для данного конкретного объединения инфраструктуру.

Из определения следует, что только всё вместе взятое: имущество общего пользования с органами управления, контроля, наёмными работниками и составляют эту самую инфраструктуру, которую садоводы согласно ст. 210 ГК РФ обязаны содержать. Гражданский кодекс РФ, статья 210 «Бремя содержания имущества»

ФЗ-66 от 15.04.1998 г. статья 19 «Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения»

ЧЛЕН САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ОБЯЗАН:

Нести бремя содержание земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

Своевременно уплачивать членские и иные взносы предусмотренные настоящим Федеральным законом и УСТАВОМ Товарищества, налоги и платежи за свой участок и за долю в земле общего пользования, платежи за содержание инфраструктуры.

Правление садоводческого объединения совместно с заинтересованными лицами, иными работниками и пр. просчитывают те денежные средства, которые должны быть потрачены на нужды товарищества в очередном году, входящие в расходную часть сметы СНТ . Здесь учитываются средства, которые будут потрачены на создание имущества общего пользования, принадлежащее СНТ, как юридическому лицу. Определить это легко, зная цель, для которой приобретается имущество, на содержание уже имеющейся инфраструктуры. В них входят зарплаты наёмных работников, покупка канцелярских товаров, мероприятия по организации и подготовке общих собраний, телефонные разговоры, ремонт дорог, заборов, здания правления, водопровода, линий электропередач и т.д. Другими словами указанные текущие расходы — это ничто иное, как поддержание той самой инфраструктуры в нормальном рабочем состоянии, или те самые текущие расходы, которые определены в статье 1 «Основные понятия» ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

Пример: СНТ необходимо согласно СП 53-13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» и ФЗ-123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приобрести пожарную мотопомпу. Кроме того, запланировано закупить комплект оргтехники для правления, рабочий инструмент для электрика. Это всё однозначно должно быть в собственности СНТ. То есть, имущество покупается, приходуется и используется, как имущество юридического лица. После приобретения это имущество не делится, не выделяется, не возвращается садоводам, исключая случай ликвидации СНТ (ст. 40 — 44 ФЗ-66 от 15.04.98 г.) Здесь важно выделить то, что эти приобретения осуществляются на членские взносы . А вот они-то, как раз, согласно законодательству не возвращаются, т.к. идут на текущие расходы организации.

Разбираемся дальше. Предположим у нас есть некая сумма, которая тщательно просчитана правлением, и которая предположительно будет внесена в смету с предложением к общему собранию утвердить её в качестве расходной части сметы.

Принцип взимания членских взносов

В ФЗ-66 от 15.04.1998 года нет чёткого определения по какому принципу в СНТ садовод должен сдавать взносы. Но это совсем не значит, что в СНТ можно делать так, как вздумается общему собранию, правлению. Именно так считают многие садоводы, неглубоко читающие закон. Но иногда даже суды, выносящие решения по вопросам взносов, тоже считают, что собрание может всё. Это мнение ошибочное.

Если садовод в силу владения большим участком (или даже несколькими участками) получает больше от своего участка (участков), то почему обеспечение этих всех благ должно определяться равными взносами? Охранник, делая обход территории товарищества, затрачивает больше времени на больший участок; правление, выполняя свои обязанности даже с одинаковым объёмом работы, в конечном итоге даёт владельцу большего участка извлечь больше материальных благ для себя. Обратимся к букве закона.

Защитники формулы не учитывают изменения, внесённые в статью 15 базового ФЗ-66 от 15.04.98 г. Федеральным законом ФЗ-118 от 26.06.2007 г. В этой связи многие публикации устарели, но до сих пор висят во всемирной паутине. И люди часто попадаются в эти сети, уверовав в то, что написано на страницах сайтов.

Вывод: Членский взнос нельзя рассчитывать, основываясь только на институте членства в общественном объединении, которым является садоводческое некоммерческое товарищество, т.к. взнос — категория, прежде всего, экономическая. Член СНТ, владеющий большим количеством участков по сравнению с другими членами не должен платить равный с другими членский взнос, т.к. при этом нарушается принцип социальной справедливости и увеличивается размер взноса для каждого члена СНТ, владеющего одним и количеством участков.
Принцип: 1 член СНТ — 1 членский взнос верен, но размер взноса не может быть одинаков для всех членов объединения.

Лазейка для землевладельцев СНТ здесь заключена в самой формуле. Не видите? Поясняем. Новоявленный латифундист, оравший на прошлых собраниях о том, что надо брать один взнос с одного члена, обязанности в СНТ у всех равны, теперь это делать не будет. Скупив 9 участков, он станет обладателем мощного земельного участка с правом делать на нём неплохие деньги. Однако, платить ему пока приходится за 10 участков. Далее целью нашего землевладельца будет эскалация действий втайне от СНТ по объединению 10 участков в один с одним кадастровым номером. Кстати, помешать ему это сделать СНТ не в силах. После выполнения замысла в нашем некотором СНТ вместо 100 участков останется 91. В конечном итоге наш собственник спокойно идёт в правление и платит за … — 1 участок один членский взнос.

В этой нашей безнадёжной ситуации бедных садоводов снова заставляют расплачиваться из своих карманов за недостающие взносы с 9 участков, которые были проданы одному хитроумному землевладельцу. И снова в СНТ маячит вопрос: «Что делать?»

Речь в данном случае идёт о том, что членский взнос определяется путём бухгалтерских расчётов. Т.е. общее собрание членов СНТ утверждает своим решением затраты и доходы СНТ в очередном году, из которых путём нехитрых расчётов каждый садовод ещё на собрании узнаёт размер членского взноса , намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку. Исходя из того, что садовые участки, как правило, имеют стандартные 8 соток, то и цифра озвучивается за 8 соток (800 м²). Любой садовод легко может прикинуть размер своего членского взноса за 4 сотки, 5,5 соток или 8 и т.д.

Статья 21 п. 1 пп. 10 ФЗ-66 от 15.04.1998 г. устанавливает право общего собрания устанавливать размер взносов. Давайте разберёмся. Раз нет прямого указания в нашем ФЗ-66, то согласно статье 6 ГК РФ мы можем искать аналогичные нормы в других законах.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера земельного участка. А вот что написано в 1 Части НК РФ, статье 38: нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Статья 21, п. 1, пп. 10 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» ФЗ-66 от 15.04.98 г. о приоритете принятия решения общим собранием членов СНТ по взносам взимают со своих членов один членский взнос, но он отличается размером, зависящим от площади участка каждого члена.

26.06.2007 г. ФЗ-118 внёс маленькую поправку в базовый ФЗ-66 от 15.04.1998 г.: часть 2 статьи 15, указывающая на то, что один садовод может иметь в собственности только один участок, утратила силу с 03.07.2007 г.

В соответствии с ФЗ-118 любой садовод может прикупить соседний участок, а то и два, три — столько, сколько сможет использовать (обрабатывать).

Но, если решение собрания можно легко пересмотреть, то с уставом это намного сложнее: новая редакция требует регистрации, да и кворум для такого собрания не 50% членов СНТ, а 2/3.

Размер членского взноса , намертво привязанного к 1 м² его садового индивидуального участка. Как правило, председатель правления в своём докладе или бухгалтер в выступлении, озвучивая смету, обязательно указывают размер членского взноса за 1 сотку.

Окончательный точный расчёт размера взноса производит бухгалтер. Сначала общая сумма затрат СНТ в очередном году делится на площадь всех индивидуальных участков (в правлении всегда есть такие исходные данные для расчёта). В результате получается стоимость членского взноса с 1 м², входящего в индивидуальный садовый участок , любого садовода. Умножая эту стоимость на количество метров конкретного индивидуального участка, мы получаем размер взноса.

При этом принципе социальная справедливость соблюдена полностью: кто больше имеет земли в собственности, тот больше платит. Полагаю, что если весь мир, и РФ в том числе, давно так живут согласно принятым законодательным актам, то нет причин СНТ жить как-то иначе.

ФЗ-141 от 29.11.2004 года в статье 1 «О внесении изменений в Часть 2 Налогового кодекса РФ» в статьях 388, 390, 391, 392 (Глава 31 «Земельный налог») прямо указывает на зависимость земельного налога от размера участка.

Нормы статьи чётко определяют, что размер налогов, сборов, платежей определяется в зависимости от величины объекта в стоимостном выражении. Именно так налоговые органы рассчитывают нам садоводам размер земельного налога: от наличия в собственности квадратных метров участка. Добавим, что налог платится с объекта (участка), а не с субъекта (гражданина, садовода). Чем больше объект, тем будет больше налог. И уж налоговому законодательству совсем до одного места принадлежность гражданина к членству в общественной организации: налоги с члена СНТ не берутся. Принадлежность конкретного участка к конкретному собственнику (опять же не к члену СНТ) согласно налоговому законодательству определяет субъект платежа, т.е. налогоплательщика и только.

Размеры членских взносов

Совсем недавно в нашем СНТ никто понятия не имел об имеющемся ФЗ-66 от 15.04.98 г. и всеми теми нормами и действиями, которые из него вытекают. Но, времена меняются и не всегда в худшую сторону. Ближе к делу! Наши садоводы за 2010 г. платили членские взносы из расчёта 300 рублей за сотку. На этом этот расчёт и заканчивался. Если задуматься, то становится понятно то, что эти взносы ничего общего не имели с фактическими затратами СНТ в этом 2010 году. В самом деле, а почему бы не платить 100 рублей или 500 рублей за сотку. На собрании так люди и предлагали. Никто ничего не обосновывал расчётами.

В 2011 году благодаря знакомству с ФЗ-66 общее собрание членов нашего древнего СНТ, наконец-то, приняло приходно-расходную смету, что почти соответствует норме п. 1 пп. 12 статьи 21 «Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения». Разбирать в этой статье смету по элементам не будем. Нам важно определиться с принципами определения размера членского взноса. А он явным образом вытекает из сметы.

Итак, правление перед общим собранием, на котором должна была утверждаться приходно-расходная смета, заранее (не за 2 недели) проработало во всех отношениях расходную часть сметы в точном соответствии с определением членских взносов, данном в статье 1 ФЗ-66.

В расходы СНТ включаются все траты СНТ, которые общество готово понести в очередном году. Эти траты будут точно соотноситься с содержанием инфраструктуры СНТ и вливанием части средств от взносов в специальный фонд. В эти расходы будут входить зарплаты председателя, бухгалтера, электрика, охранников, содержание зданий и сооружений, включая всё имущество общего пользования , в т.ч. то имущество, которое было создано на целевые взносы. Включаются сюда и расходы на канцелярские товары, поездки по организациям и ведомствам, телефонные переговоры, обучение и переаттестация персонала, налоговые и иные обязательные платежи, расходы на организацию и проведение общих собраний, ремонт оборудования, дорог общего пользования и пр., и т.п., и т.д. Словом, в расходную часть сметы, формирующую членский взнос, войдут все те расходы СНТ, которые не создают и не развивают инфраструктуру, а только лишь содержат её в точном соответствии с нормами статей 209, 210 ГК РФ.

Имущество общего пользования (общая собственность), создаваемые на средства специального фонда, т.е. на часть членских взносов, как правило, призваны обслуживать инфраструктуру СНТ. Это оргтехника правления, общий забор вокруг СНТ, здание правления, сторожка охранников, шлагбаум на въездах в СНТ, противопожарное оборудование и т.п. То есть, то имущество и объекты, которые не были созданы на целевые взносы, и которые в силу способа создания, приобретения становятся собственностью СНТ, как юридического лица.

Это имущество не выделяется и не выдаётся частями, в денежном выражении в случаях выхода члена СНТ из объединения, продажи участка, дарения и т.п. Это имущество переходит на содержание к новому члену СНТ вместе с садовым земельным участком от старого члена (продавшего, подарившего участок, либо ещё как-то передавшего право собственности).

Будут ли членские взносы одинаковыми для всех садоводов? Ответ очевиден — нет, не будут.

Размер членского взноса для каждого садовода определяется: из расчёта 1 м² от площади собственного.

Если садовода дом не подключён к электролинии, то такой садовод платит тоже взнос на содержание и строительство ЛЭП.

Правомерность начисления членского взноса с садоводов, у которых участок не подключён к электролинии, а пользуются освещением улиц, проездов в СНТ в тёмное время суток. Этот случай надо рассматривать в контексте статьи 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ. Т.е., если собственники ЛЭП за свой счёт сделали систему освещения в СНТ. Максимум, что можно сделать в этой ситуации: раскидать поровну на всех собственников ЛЭП потребляемую системой освещения электроэнергию.

Чтобы все садоводы платили какую-то часть в составе членского взноса за содержание системы освещения (не путайте с потребляемыми системой освещения квт/ч электроэнергии — это коммунальный платёж) надо для начала собрать членов СНТ на общее собрание и принять решение о содержании системы освещения, естественно, согласовав этот вопрос с собственниками ЛЭП. При этом, созданная на средства специального фонда система освещения станет собственностью СНТ, как юридического лица, причём эта собственность будет являться долевой по отношению ко всей ЛЭП. Т.е., будут существовать долевые собственники ЛЭП (садоводы), а ещё появится долевой собственник СНТ. Можно, конечно, создавать систему освещения на целевые взносы всех садоводов, то согласно доле в системе освещения (аналогично доле СНТ в ЛЭП) садоводы будут обязаны сдавать членский взнос на содержание системы освещения (замена ламп, профилактический осмотр, зарплата электрика и пр.)

В итоге всех наших изысканий имеем:

В приходно-расходную смету безусловно входят и целевые взносы, которые собираются отдельно от членских взносов и собственностью СНТ, в отличие от членских, не являются (ст. 4 п. 2 ФЗ-66). Но, целевые взносы рассматриваются на странице «Целевые взносы в СНТ. Отличия от членских взносов, принцип взимания, размер». Там подробненько и разложено всё по полочкам.

Есть и ещё один важный момент в системе взимания членских взносов. Правда он касается и всех остальных сборов в СНТ:

Следует знать и помнить , что правление СНТ не может, не имеет права не учитывать в приходно-расходной смете всех садоводов, включая заброшенные участки. Иначе активные члены СНТ за свой счёт тупо содержат бездельников, не появляющихся в СНТ годами. И число таких не появляющихся растёт и будет расти, если активная часть вместе с правлением не будет принимать мер к неплательщикам.

Убытки, которые образуются в результате недофинансирования приходной части сметы из-за не поступивших платежей, правление имеет право, обязано взыскивать с неплательщиков через суд в соответствии с требованиями статьи 7 «Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», статьи 46 «Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов» ФЗ-66 от 15.04.98 г. и статей: 210. «Бремя содержания имущества», 244 «Понятие и основания возникновения общей собственности», 249 «Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности» ГК РФ.

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае, если правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) такого объединения или членов такого объединения либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) ревизионная комиссия (ревизор), члены такого объединения, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.

Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.

Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

3. При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.


Судебная практика по статье 21 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ

    Решение от 30 октября 2018 г. по делу № А21-5227/2017

    Арбитражный суд Калининградской области (АС Калининградской области)

    Шкафного типа с кадастровым номером 39:15:000000:7440 , были предметом исследования суда при рассмотрении дела №А21-3913/2017. Ссылаясь на положения статей 1,4, 21 Закона №66-ФЗ, условия договора о совместной деятельности от 23.01.2013г. , суд указал, что строительство спорных объектов производилось за счет средств физических лиц, участвовавших в строительстве...

    Решение от 30 октября 2018 г. по делу № А46-14832/2016

    Арбитражный суд Омской области (АС Омской области)

    Робканов М.Н. по доверенности от 14.06.2018 № 55/38/55/49 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ). представитель Любый С.А. по доверенности от 21 . 12.2015 № 00/458 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); от ответчика – не явились, извещены, от третьих лиц: от АО «ЭТК» - представитель Родин А.В. по доверенности от...

    Решение от 18 октября 2018 г. по делу № А60-27068/2017

    Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

    М СНТ «Сад ЗАРЯ» 12.07.2012 исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа как фактически прекратившее деятельность на основании ст. 21 . 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Решением собственников земельных участков, расположенных в границах земельного участка, ликвидированного...

    Решение от 4 октября 2018 г. по делу № А56-90643/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) - Гражданское

    Суть спора: О признании права собственности

    Р-н, г. Выборг, ул. Советская, д. 12, ОГРН: 1054700191391, ИНН: 4704063710) о признании права собственности при участии - от истца: Белова Л.Ю. – доверенность от 21 . 06.2018, - от ответчика: Яковлева А.А. – доверенность от 27.02.2018. установил: Садоводческое некоммерческое товарищество "Антракт" (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и...

    Решение № 2-3235/2018 2-3235/2018~М-3154/2018 М-3154/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-3235/2018

    Советский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума. Порядок проведения общих собраний членов садоводческого товарищества установлен пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В частности предусмотрено, что общее собрание членов садоводческого, огороднического или...

    Решение № 2-945/2018 2-945/2018~М-953/2018 М-953/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-945/2018

    Рязанский районный суд (Рязанская область) - Гражданские и административные

    Законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с абзацем 12 части 2 статьи 21 Федерального закона №66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд...

    Решение № 2-1815/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1815/2018

    Салехардский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    09 августа 2018 года. Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 21 Федерального закона № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размера членских и иных взносов относится к исключительной компетенции общего собрания. Согласно ст. 19 ...

  • ...на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного относительно ориентира юго-восточная окраина г. Южно-Сахалинска (долина реки Зима); о признании недействительным договора купли-продажи от 21 . 05.2013 г. земельного участка; о прекращении права собственности Егоренковой Виктории Николаевны на земельный участок с кадастровым номером №; о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и...
  • Решение № 2-2540/2018 2-2540/2018~М-2168/2018 М-2168/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-2540/2018

    Куйбышевский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Гражданские и административные

    Некоммерческих объединениях граждан» общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения. В силу пп. 11 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого...

По новому закону "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" дачные кооперативы ликвидируются. А какая судьба ждет дачные дома, решит правительство.

Подписанный президентом РФ закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" вступает в силу с 1 января 2019 года. До тех пор жизнь дачников, садоводов и огородников будет регламентироваться федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". А что изменит новый закон?

Теперь только СНТ и ОНТ, и все за свой счет

Первое, что бросается в глаза при сравнении двух документов – в новом законе нет такого понятия, как дачные товарищества и кооперативы. Остались только садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, которые приравниваются к товариществам собственников недвижимости. Соответственно, прекращают существование такие формы, предусмотренные законом №66, как дачное товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив и садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство.
Кроме того, из нового закона исчезло множество чисто фантазийных вещей, которые не нашли применения в реальной жизни - фонды взаимного кредитования и проката, собрания уполномоченных, и прочее. Положения о государственной поддержке садоводов и огородников тоже стали значительно скромнее.


Взносов будет меньше, но за неуплату - суд

Сократилось количество взносов, которые можно взимать с членов товарищества: если старый закон разрешал устанавливать четыре вида взносов (членские, целевые, паевые, дополнительные), то теперь осталось только два – членские взносы и целевые взносы. Членские взносы будут взиматься раз в год и идти на приобретение и содержание имущества общего пользования, возведение и ремонт объектов капитального строительства на общем участке, а также услуги и работы товарищества по управлению общим хозяйством. Целевые взносы собираются и расходуются по решению общего собрания членов товарищества. Невыплаченные кем-либо из членов товарищества взносы можно будет взыскивать с него через суд.

Прописываться в дачных домах пока рано

Один из главных вопросов для любого садовода – что будет с домом. К сожалению, пока дать на него четкий ответ не представляется возможным. С одной стороны, в новом законе прописано, что строительство капитальных домов допускается только в случае, если земельные участки включены в предназначенные для застройки территориальные зоны. С другой – садовый дом может быть признан жилым домом, а жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Другими словами, все существующие дачные кооперативы и товарищества без проблем могут быть переоформлены в садовые товарищества, а все существующие дачи – в садовые дома, с последующим признанием жилыми домами. Но только при условии, что территория такого дачного кооператива включена территориальную зону, предназначенную для застройки и для которой утверждены градостроительные регламенты.
Первый потенциальный риск заключается в том, что при перерегистрации неизбежно будет проводиться проверка соответствия имеющихся строений нормам градостроительных регламентов. В результате которой, например, может выясниться, что в данной конкретной территориальной зоне разрешается строить только одноэтажные здания.

Еще больше беспокойства вызывает ссылка на порядок, предусмотренный Правительством Российской Федерации. Дело в том, что согласно Градостроительному кодексу, не требуется разрешения на строительство на садовом или дачном участке. Это положение, кстати, подтверждается также определением Верховного Суда РФ от 17.08.2016 № 77-КГ16-4 и многочисленной практикой судов, в том числе в Москве и Московской области.
Однако в сентябре прошлого года Минэкономразвития выпустило письмо № Д23и-4285, в котором, в частности, утверждается, что жилые дома, возводимые на дачных участках, могут строиться только на основании разрешения на строительство, выдаваемого в том же порядке, что и для объектов ИЖС. И правительство, определяя порядок переоформления дачных домов в садовые, с большой вероятностью будет ориентироваться на позицию своего министерства. То есть у дачников могут начать требовать предъявить разрешение на строительство. При отсутствии которого дома, возведенные на дачных участках, могут быть признаны самостроем, со всеми вытекающими последствиями.

Окончательную ясность в этот вопрос должно внести федеральное правительство до вступления закона в силу. А пока дачникам лучше держать кулаки "на удачу".

Для огромного числа российских семей работа в собственном саду или на огороде - любимая форма досуга. Статус садовода-дачника объединяет множество людей, ухитрившихся превратить работу в отдых. Таковых в России - примерно половина всего взрослого населения, особенно в крупных городах. Лидируют, Москва и Санкт-Петербург, окруженные бесконечным дачным массивом.

На современной карте можно насчитать около восьмидесяти тысяч садоводческих товариществ. К ним относятся дачные, садоводческие и огороднические некоммерческие объединения. Занятые под них земли приносят около половины ягод и плодов, примерно четвертую часть всех овощей и пятую - картофеля, выращиваемых в России.

Дачник или садовод?

Различия между садоводами, огородниками и дачниками прописаны в от 15.04.1998 № 66-ФЗ, который носит название «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях». Согласно ему, существует три вида земельных участков - дачные, садовые и огородные. Каждый участок в садоводческом товариществе предоставляется гражданам (или приобретаются) с различной целью. Садовые, как и огородные ─ чтобы выращивать сельскохозяйственные культуры - овощные, плодовые или ягодные. Дачные ─ чтобы отдыхать. Но при не возбраняется возделывать землю и выращивать урожай.

Садовый же участок отличается от огородного тем, что его владелец наделен правом сооружать жилые и хозяйственные постройки, а владелец огородного - не всегда.

О дачных постройках

В построенном на собственном участке жилом доме дачник имеет право проживать с постоянной регистрацией - в отличие от садовода.

До 1990 года на земельных участках, имеющих статус садовых, разрешалось сооружать постройки не выше одного этажа и не больше строго нормированных размеров, что отражалось в типовом уставе садоводческого товарищества. Ситуация изменилась только с началом 90-х годов, когда данные ограничения были признаны неконституционными.

Садоводческое товарищество

По закону садоводством можно заниматься и в индивидуальном порядке. Но практика показывает, что владельцам участков выгоднее и удобнее объединить усилия. Именно поэтому создаются некоммерческие организации на добровольных началах, имеющие целью помогать участникам решать общие вопросы - хозяйственные и социальные.

СНТ - садоводческое некоммерческое товарищество - классический пример такой организации. Численность его должна составлять не менее трех участников. Садоводческое товарищество обязано пройти госрегистрацию как юридическое лицо.

Устав - основа всего

Главным документом для учреждения некоммерческого объединения служит его устав, который принимается и утверждается на общем собрании. Устав садоводческого товарищества разрабатывается на основе типового положения с учетом местных особенностей и потребностей.

Управляет данной некоммерческой организацией полномочия которого установлены законом № 66-ФЗ от 15.04.98 г., а также утвержденным уставом товарищества.

О руководстве СНТ

Главный орган управления СНТ - общее собрание, которое путем прямого голосования избирает правление. Досрочное переизбрание состава правления возможно только по требованию его членов.

Заседания собраний уполномоченных членов товарищества обязательно оформляются протоколами. Каждый протокол подписывает председатель садоводческого товарищества и секретарь заседания. Документ скрепляется печатью организации и подлежит постоянному хранению.

Кто является участником подобного объединения?

По закону член садоводческого товарищества - любой гражданин РФ в возрасте от 18 лет, которому принадлежит участок в данном товариществе.

Владельцы вправе хозяйничать на собственной территории (если участок не изъят и не ограничен в обороте) и осуществлять строительство по собственному плану. Будучи же членом СНТ, такой садовод получает как дополнительные права, так и обязанности.

Обязанности и права членов СНТ

Право быть избранным в органы садоводческого управления (как и избирать других) предполагает возможность влиять на принятие решений, касающихся общего блага. А обязанности, идущие бок о бок с правами, предписывают садоводам подчиняться решениям общего собрания и его правления, использовать участок только согласно целевому назначению и беречь землю от ущерба.

Весь перечень обязанностей подробно расписывает все тот же закон о садоводческих товариществах № 66-ФЗ (ст.19). Все основные вопросы и моменты дачной жизни россиян данный юридический документ регламентирует достаточно подробно. В его одиннадцати главах установлены формы ведения хозяйства (садового, огородного или дачного). Подробно рассматриваются вопросы зонирования земель, нюансы предоставления участков в оборот и в собственность, а также моменты, касающиеся создания и ликвидации садоводческих товариществ, управления ими, прав и обязанностей членов и руководства.

Вопросы, связанные с садоводческими товариществами, затрагиваются, кроме того, в отдельных главах Градостроительного и Земельного кодексов РФ, а также в Гражданском и Налоговом кодексе.

О жилых строениях на участках

ФЗ о садоводческих товариществах ввел в обиход термин «жилые строения», не упоминавшийся ранее в Жилищном кодексе. Согласно последнему, данный вид построек не считается объектом жилищных прав. Но фактически на землях садоводческих товариществ повсеместно появились вполне пригодные для жилья дома, порой не просто комфортабельные, а поистине роскошные.

Еще в начале 1990-х годов предпринимались попытки наделить "садовые дом" статусом настоящего жилья. Федеральный закон от 24.12.92 г. № 4218-1 наделил граждан, имеющих на садовых либо дачных участках собственные строения, правом переоформить их в частную собственность как жилые дома. Конечно, при условии, что они соответствуют нормативам для жилых помещений. Но с 1.03.05 г. новый Жилищный кодекс отменил данную привилегию.

В 2008 году Конституционный Суд РФ позволил отдельные жилые садовые строения отнести к жилищному фонду.

Процедура признания такового пригодным для проживания довольно сложна, причем субъекты федерации сами регламентируют основания и порядок признания строений постоянным жильем.

Помощь властей

Государство оказывает садоводам посильную помощь, в первую очередь созданием транспортной и социальной инфраструктуры. Сюда относится строительство на территориях СНТ магазинов и пунктов бытового обслуживания, спортивных площадок и детских городков, помощь в организации охраны и т. п.

Важнейший вопрос для садоводов - транспортная доступность. Как правило, местные органы власти стараются оказать помощь не только в прокладке и ремонте дорог, но и в организации автобусных маршрутов, особенно в выходные дни.

Коллективизм или индивидуализм?

При наличии некоторого количества тех, кто предпочитает индивидуальное ведение дачного хозяйства, в целом преобладает коллективный подход. Закон предусматривает для членов товариществ право добровольного выхода с заключением договора о пользовании дорогами, и прочим общим имуществом. Такие договора предусматривают уплату взносов установленного размера.

И члены садоводческих товариществ, и "свободные" садоводы обязаны платить налог на земельный участок.

И все же индивидуалистов немного. СНТ, как и другие виды некоммерческих объединений, доказали свою эффективность и способность приспосабливаться к условиям времени.

О предпринимательской деятельности

Садоводческое товарищество, как уже было сказано, То есть в данном случае его члены объединяются не для получения прибыли, а для удовлетворения личных потребностей в сельскохозяйственных продуктах.

В то же время уставом товарищества может быть предусмотрена возможность предпринимательской деятельности. При этом полученная прибыль должна направляться на развитие организации и помощь садоводам. Юридические лица в члены садоводческого товарищества не принимаются.

Взносы участников - виды и назначение

Закон о садоводческих товариществах разъясняет, какие виды взносов существуют для уплаты в таких товариществах, и чем они различаются.

Под вступительными взносами понимаются суммы, внесенные членами некоммерческого объединения на оформление документов и организационные расходы.

Членские взносы - средства, регулярно вносимые членами объединения на текущие расходы, например, на оплату труда наемных работников по договорам (сторожей, электриков и т. п.).

Целевые взносы - те, которые вносятся на создание или приобретение имущества в общее пользование. Сюда относится все, что предназначено для обеспечения на территории садоводческого товарищества потребностей его членов в водоснабжении, водоотведении, проходе и проезде, электро- и газоснабжении, тепле, охране и пр. Это дороги, ворота и заборы общего пользования, водонапорные башни, котельные, площадки для мусора, противопожарные объекты и т. д.

О налогах

За землю товарищества СНТ уплачивает имущественный налог. Он рассчитывается в зависимости от площади земли садоводческих товариществ за вычетом участков тех членов, у кого они в собственности. Такие владельцы платят налог самостоятельно как физические лица по налоговым уведомлениям Федеральной налоговой службы. Лица, арендующие землю, платят налог через садоводство.

Другие моменты

По границе территории садоводческое товарищество должно быть обнесено ограждением (без забора можно обойтись при имеющихся естественных границах - реке, овраге).

Термины