Машиностроение мира. Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности Характеристика одной из отраслей машиностроения по плану

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла, электроемкостью и малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, горнорудного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 85%;

затраты на транспорт -- от 15 до 25%;

на электроэнергию -- 8--15%;

на заработную плату -- 8--15%;

Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале (Екатеринбург -- завод «Уралмаш», Нижний Тагил, Орск) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Производство горношахтного и горнорудного оборудования в Сибири представлено предприятиями Прокопьевска, Новокузнецка, Кемерова, Иркутска и Красноярска. В Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, которые широко используются при освоении бурого угля месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Энергетическое машиностроение , представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются санкт-петербургские «Металлический завод» и завод «Электросила» и таганрогский завод «Красный котельщик», производящий половину всех паровых котлов страны.

Производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускаются небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

Центрами машиностроения являются Коломна (Московская область), Воронеж, Новосибирск.

К районам потребления приближены и отдельные под отрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским и речным портам. Основные центры морского судостроения, специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов, сформировались на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг). На Белом море главный центр судостроения -- Архангельск, на Баренцевом -- Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река -- море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Оно получило развитие там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Московская область), электровозы -- в Новочеркасске, маневровые тепловозы -- в Муроме (Владимирская область) и Людинове (Калужская область). В Демихове налажено производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от их закупок за рубежом.

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этих факторов получило развитие вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, а также в Калининграде, Новоалтайске.

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Практическая работа по географии:

«Экономико-географическая характеристика машиностроения»

План:

    Значение отрасли в мировом хозяйстве. Ее отраслевой состав. Влияние НТР на ее развитие.
    Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
    Размеры производства продукции с распределением по главным географическим районам.
    Главные страны производители.
    Главные регионы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих регионах.
    Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
    Главные районы экспорта (импорта)
    Перспективы развития
    Значение отрасли в мировом хозяйстве. Ее отраслевой состав. Влияние НТР на ее развитие.
Прогрессивные сдвиги произошли в последние десятилетия в структуре обрабатывающей промышленности, где на передний план постепенно вышла машиностроительная отрасль, которая и ранее занимала ведущие позиции в структуре мирового хозяйственного комплекса. И не удивительно. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.
Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Более того, машиностроение является базовой отраслью обрабатывающей промышленности и, как следствие, способствует изучению и становлению других отраслей, подотраслей и производств.
Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.
Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение – производство средств производства и предметов личного потребления.
Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.
Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию – мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии – производит дорогостоящее вооружение, как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.
По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:
- транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);
-сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);
- приборостроение;
- производство технического оборудования и т.п.
На развитие машиностроения всегда оказывал сильное влияние научно-технический прогресс, особенно в эпоху НТР, которая радикально изменила всю структуру отрасли, её систему организации и управления. Как следствие, машиностроение – наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

2.Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.

Основным конструкционным материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.
Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью,
определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других
отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе –достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.
Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

3.Размеры производства продукции с распределением по главным географическим районам.
Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны. В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии.
На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др.
На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ - крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения.
Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона -относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона - Япония - вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны - Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.
Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ - Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.
За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения - Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

4. Главные страны-производители
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

5.Главные регионы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих регионах.
В целом мире сложились четыре больших региона машиностроения: Северная Америка, забугорная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ
Первый регион машиностроения – Северная Америка , где производятся фактически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой степени трудности.
посреди отраслей машиностроение быстрее остальных растут электротехническая, радиоэлектронная, самолето и ракетостроительная. Так, создание элкетронно-вычелительных машин за последние 10-15 лет возросла в несколько раз, и сейчас США производит две третьей всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и электронные компании располагаются в больших городских агломератах, где много квалифицированной рабочей силы.
Станкостроение и создание промышленного оборудования по-прежнему концентрируются в городах Приозерья и северо-восточного побережья США. Фабрики Юга и Запада получают станки и оборудования с Севера.Из отраслей транспортного машиностроения в особенности огромное развитие получили каре и самолетостроение. Автомобилестроение – государственная ветвь индустрии США. Тут в первый раз начался массовый выпуск каров, и сейчас каждый работающий американец производит либо обслуживает авто. Эта ветвь различается высокой производственной и территориальной концентрацией: крупная часть заводов построено в штате Калифорния. Этот же штат занимает первое место в стране по самолето и ракетостроению.
Второй регион – забугорная Европа .
Западная Европа является историко-географическим регионом, входящим в регион забугорная Европа. В мировой торговле на нее приходится около половины суммарного оборота.
«Лицом» Западной Европы в международном географическом разделении труда является индустрия, и в первую очередь её ведущая ветвь – машиностроение. На эту ветвь приходится около одной третьей стоимости всей промышленной продукцией. Машиностроение Западной Европы представлено обилием подотраслей. Тут выпускаются фактически все виды машиностроительной продукции, особо выделяется создание станков, оптики, электроники и радиоэлектроники, каров.
Экономическая и политическая погода в Западной Европе делается в ведущих странах, входящих в «большую семерку»: Германия, Франции, Великобритании, Италии; лидирующее положение посреди них имеет Германия.
В международном разделении труда лицо Германия описывает, до этого всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новейших отраслей – не лишь автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.
Великобритания. В самой крупной отрасли английской индустрии – машиностроении – работает одна четвертая всех занятых в обрабатывающей индустрии. Преобладает транспортное машиностроение. Около одной третьей капитала, затрачиваемого на создание транспортных средств, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на английских островах после 2-ой мировой войны. Компании данной отрасли, имеются фактически во всех районах и в большинстве городов Великобритании. Первым крупным районам автомобилестроения стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Этому способствовало его центральное положение, которое облегчало не лишь получение деталей и вспомогательных материалов от расположенных вокруг бессчетных компаний, но и сбыт готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Данемеге), где имелись в избытке рабочие руки.
Одна из более скоро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирует тут одна большая государственная компания – «Бритиш айрспейс».
По выпуску самолетов Великобритании уступает в забугорном мире лишь США. Она выпускает около 22 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и несколько типов самолетов маленьких размеров для особых целей.
К возрастающим и развивающимся производствам относятся электротехника, занимающая 2-ое место посреди отраслей обрабатывающей индустрии по числу занятых. Господствует в электротехнике несколько больших компаний. Продукция «тяжелой» электротехники – электромоторы, массивные генераторы, трансформаторы и турбины. Они производятся фактически одной наикрупнейшей монополией – «Дженерал электроник», с которой соединились две остальные электротехнические компании – «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикалиндастриз».
в особенности скоро развивается электроника. Но число рабочих мест на предприятиях электронной индустрии растет достаточно медлительно. В Великобритании прочно обосновались американские компании электронной индустрии.
Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и интернациональных отношениях играется Франция. Высокоразвитая индустрия данной страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в неких видах транспортного машиностроения, химической индустрии. Она заметно уступает индустрии США, Япония, Германия. Наикрупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.
особенное положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая миниатюрных стран Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Время от времени к ним относят Испанию.
Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих государств в мировой экономике сравнимо невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во наружной торговле – 40%. большая часть из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.
в особенности внушительны позиции малых государств Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.
Восточная Европа включает Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.
\ Польша – самая большая из этих государств по экономическому потенциалу. Машиностроение тут, достигло высокого уровня, но, оно различается завышенной металлоемкостью. Тут создают машины и оборудование для индустрии, стройки и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в данной отрасли продукции Польша занимает фаворитные места в Европе. Особенное место в машиностроении Польши принадлежит судостроению – отрасли интернациональной специализации. В Польше создают суда разных типов и назначения.
скоро развивается электротехническая индустрия, в т. Ч. Создание бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.
В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), Машиностроение более развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для компаний, вычислительную технику, бытовые приборы и т. П.
Третий регион – Восточная и Юго-восточная Азия, в котором лидирует Япония. В него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся до этого всего на выпуске бытовой электронике, и Китай.
Япония (столица – г. Токио) – островное правительство в Тихом океане у восточных берегов Евразии. Она занимает архипелаг Японских островов, более крупные из них: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония – один из «экономических столпов» современного мира.
Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно отыскать практически в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке совсем велик.
Японские авто, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в стране восходящего солнца, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные компании в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной индустрии во многих странах Азии и остальных континентов.
создание электрических аппаратов представляет собой более быстрорастущую ветвь машиностроения. Фантастически стремительный рост данной отрасли определяется тем, что для развивающейся страны необходимы были массивные электроагрегаты, а также тем, что совсем скоро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной индустрии, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из главных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально стремительный рост производства изделий электронной индустрии. Такие изделия электронной индустрии, как телеки, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.
Китай – великое древнее правительство. Современный Китай – Китайская Народная Республика (столица – г. Пекин) – занимает третье место в мире по размерам местности (9,6 млн. Кв. Км.) После России и Канады.
Машиностроение различается разнообразием выпускаемой продукции, причем преобладают не специализированные, а универсальные компании, которые размещены рядом с крупными городами, металлургической базой и морскими портами. Уровень используемой КНР техники и технологии пока не совсем высок, имеется много изношенного оборудования, все еще мала производительность труда. Но в последние годы в итоге проводимой экономической реформы КНР добилась заметных фурроров в изготовлении бытовой электроаппаратуры, устройств, ЭВМ, новейших средств связи и т.Д. Обширное распространение получили компании с привлечением иностранного капитала.
Главные центры машиностроения – Шанхай, Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь и др.
Группа новейших индустриальных государств Азии, состоит из двух «эшелонов». К первому из них было принято относить Республику Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за осуществленного ими быстрого экономического скачка стали именовать четверкой «азиатских тигров» (либо «драконов»). потом их примеру последовали еще три страны – члены АСЕАН, образовавшие как бы «второй эшелон» НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и Индонезия.
В 70-80-х гг. Произошла перестройка экономики этих государств по эталону японской модели. В них появилась большая авто, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, судостроительная и в особенности электротехническая и электронная индустрия; раз в год тут выпускают десятки миллионов радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, видеомагнитофонов.
«Экономическое чудо» этих государств разъясняется как активностью местных бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в качестве принципиальной сферы приложения собственных капиталов, ориентируясь, до этого всего на выгоды их ЭГП и только выносливую, дисциплинированную и в то же время относительно дешевую рабочую силу. Но практически вся наукоемкая, да и другая продукция предназначена для сбыта на рынках государств Запада.
Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. Д. На внешнем рынке промышленная продукция этих государств владеет высокой конкурентоспособностью.
Четвертый регион – Содружество независящих стран (СНГ) . Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из основных отраслей интернациональной специализации.
В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника.Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, каре -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).
сейчас в России существует около 48 тыс. Заводов машиностроительной отрасли. На русских предприятиях создают в основном отдельные детали и узлы машин и устройств, которые поступают на головные фабрики, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части либо узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совершенно не уникальность. Это высвобождает от необходимости изготавливать на головном заводе полностью все детали и узлы, которые необходимы для производства готовой продукции.
Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:
-Фактор трудоемкости;
-Фактор наукоемкости;
-Сырьевой фактор;
-Потребительский фактор;
-Транспортный фактор;
-Фактор территориальной концентрации.
В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше).
Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности, энергетики тяготеют к районам черной металлургии.
Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. В размещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную роль играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.

6.Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.

Особенности экологических проблем машиностроительных предприятий обусловлены не столько их производственным профилем, сколько техническим уровнем. Они имеют энергетические, литейные и прокатные, металлообрабатывающие (механические), гальванические и покрасочные, сборочные производства. По характеру воздействия на ОС энергетические подразделения машиностроительных предприятий (котельные) почти не отличаются от тепловых электростанций, литейные и прокатные производства можно рассматривать как малые и средние металлургические заводы, со свойственными им эколог. проблемами. Механическая обработка металлов ведется с помощью металлорежущих станков и кузнечнопрессового оборудования. Станки дают множество твердых отходов (стружки, окалины, пыли, шлама), частично попадающих в атмосферу и сточные воды. Высокая отходность обработки металлов резанием в то же время не способствует рациональному использованию ПР. Механическая обработка металлов оказывает и акустическое воздействие (90-110 дБ в механических цехах, 115-130 дБ в кузнечнопрессовых).
К наиболее экологически опасным технологическим процессам машиностроительных предприятий относятся гальванические производства и нанесение лакокрасочных покрытий. В гальванических цехах применяются растворы кислот, соли ТМ. Образующиеся при нанесении гальванических покрытий отходы официально не подлежат вывозу на городские свалки, но из-за крайней нехватки мест захоронений такие отходы часто накапливаются на тер. предприятий, сбрасываются в канализацию, вывозятся в смесях с другими отходами. Однако отработанные растворы, шлам гальванических производств во многих случаях может быть использоваться для извлечения цветных металлов. При нанесении лакокрасочных покрытий образуются сравнительно небольшие по объему, но сложные по составу высокотоксичные выбросы.

7.Главные районы экспорта (импорта)
Почти вся продукция машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.
и т.д.................

Контрольная работа по экономике машиностроения

Тема: «Определение отрасли»


Введение

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.


1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности – возникновение все новых и новых ее отраслей – это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль – это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.


Вологодской области, основные предприятия, которыми представлена данная отрасль в области, а также перспективы ее развития в будущем и роль Правительства Вологодской области в развитии машиностроения. Состояние и развитие отрасли машиностроения в Вологодской области Вологодская область – промышленно развитый регион России, производящий 1,6% продукции промышленности России и 14% объема СЗФО...

Виде совокупности региональных машиностроительных образований, поэтому одновременно с поиском направлений достижения каких-либо общеэкономических целей определяются соответствующие рациональные территориальные пропорции в развитии машиностроения в прогнозируемом периоде. Как и для всех задач этого уровня прогнозирование развития машиностроения осуществляется в единой системе народнохозяйственных...

США, ФРГ и некоторых других европейских странах, хотя в последнее время наблюдается его постепенное перемещение в менее развитые страны. ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН 3.1 Машиностроение Японии Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового...

...), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия). 8. Железнодорожное машиностроение мира. Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии. 9. Судостроение мира Странами – лидерами по производству судов...

Определение отрасли, ее структура

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее «сердцевиной». Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. В США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50% .

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения. В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как:

Машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.);

Производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно- дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.);

Производство оборудования для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.);

Для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).

Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку. По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

Хронологическая классификация отраслей машиностроения

В машиностроении имеется хронологическая классификация .

Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др.

К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности. Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

Сырьевые ресурсы отрасли

Основным конструкционным материалом в машиностроении является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой. Однако в машиностроении, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Размещение отрасли

Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. В еще большей мере это относится к трем мегаполисам США, которые фактически образуют три главных машиностроительных района страны.

Первый мегаполис – Босваш. Он состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда и его название) и некоторых других, общей площадью 170 тыс. кв. км. Население этой ”главной улицы” страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производится примерно половина промышленной продукции США. Другой мегалополис - Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. кв. км, население – примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего.

Но несмотря на очень большое разнообразие предприятий, отдельные штаты выделяются своей узкой специализацией.

Увольнение