К средствам труда не относится. Орудия и средства труда составляют основные производственные фонды. Профессии по предмету труда
Базовые понятия психологии труда и инженерной психологии
2.1 Характеристика трудовой деятельности
Анализируя процесс труда и роль человека в нем, целесообразно обратиться к анализу таких понятий как активность, деятельность, труд.
Под активностью в психологии понимают источник преобразования или поддержания живыми существами жизненно значимых связей с окружающим миром.
Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предполагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:
имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);
процесс действий направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;
процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).
Труд - вид деятельности по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека. Это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья. Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.
Труд в психологическом понимании – это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения следующими признаками труда:
труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.
Е.А.Климовым были выделены психологические признаки сознания субъекта труда:
сознательное предвосхищение социального ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);
сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);
сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);
Осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание – знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.
По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.
По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
динамический и статический;
однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:
регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.
Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).
Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности (рис. 2).
Субъект труда - это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа людей.
При его анализе необходимо рассматривать два компонента: социальный и индивидуально-психологический.
Социальный компонент раскрывается через систему потребностей коллектива, мотивы, цели, ценностные ориентации организации, межличностные отношения и социально-психологический климат.
Индивидуально-психологический компонент проявляется в личных потребностях, профессиональных знаниях, умениях, навыках, психологических, физиологических и личностных качествах трудящихся.
В качестве средств труда может выступать вещь или совокупность вещей, которые используются в качестве проводника воздейст^ вия на предмет труда в целях получения материальных благ.
Средства труда делятся на основные и вспомогательные.
Основные средства труда - это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции (станки, оборудование, промышленные роботы и т.д.).
Вспомогательные средства труда делятся по назначению на технологическую и организационную оснастку.
Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и др.).
Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию трудачеловека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования: рабочая мебель, устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда, средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места.
Психологические требования к орудиям труда характеризуются показателями соответствия техники возможностям человека по восприятию информации, построению информационной модели процесса управления. Информационная модель по содержанию должна адекватно отображать объекты управления и окружающую среду при оптимальном количестве информации.
Психологические требования к орудиям труда обеспечиваются разрешением двух взаимосвязанных задач: сокращение объема информации путем рационального ее кодирования и уменьшение величины перемещения анализаторов при восприятии информации.
К условиям труда относят совокупность элементов производственной среды, влияющих на функциональное состояние человека, работоспособность, здоровье.
Условия труда включают социально-экономический и производственный компоненты.
Социально-экономический компонент раскрывает уровень образования,возможность полноценного отдыха, условия быта, влияющие на уровень подготовки работника к труду;
Производственный компонент включает элементы производственной среды, воздействующие на работника в процессе труда, к ним относят санитарно-гигиенические условия (природный климат, шум, вибрация, освещение и др.), психофизиологические (затрата нервной и мускульной энергии человека), эстетические (сочетание цветов), социально-психологические условия (климат в коллективе, стиль руководства, особенности материального и морального стимулирования).
В процессе труда происходит опредмечивание структурных компонентов трудовой деятельности. Человек вырабатывает свой только ему присущий способ деятельности в соответствии со своими личностными и психофизиологическими возможностями и потребностями. Поэтому при анализе трудовой деятельности необходимо рассматривать психологические компоненты.
При построении психологической системы трудовой деятельности необходимо опираться на следующие посылки:
Работник функционирует в системе «человек - машина - производственная среда», где является организующим звеном;
Профессиональная деятельность - динамическая, полиструктурная, многоуровневая иерархическая система, в которой необходимо исследовать связи личности с предметами, средствами, продуктами, другими людьми;
Анализ профессиональной деятельности можно проводить по линии анализа объекта как элемента более широкого целого и по линии анализа отдельных элементов самого объекта;
Исследование профессиональной деятельности должно охватывать внешний и внутренний строй деятельности.
Общая схема психологической системы деятельности (Шадриков) включает следующие компоненты (рис. 3).
Рис. 3. Структурная схема психологической системы деятельности
Мотив ы выступают побудительными силами деятельности.
Цепь профессиональной деятельности выступает как образ результата. Именно она формирует содержание. Основными этапами формирования цели выступают:
Выделение поля допустимых результатов;
Уточнение конкретной цели.
Программы деятельности отражают представления о реальном ее содержании и процессе. Формирование представления о программе деятельности представляет собой:
Формирование представления о структуре деятельности;
Формирование представления о способах выполнения деятельности;
Формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и
способов).
Информационная основа деятельности содержит информацию о предметных и субъективных условиях реализации. Уровни формирования информационной основы деятельности включают:
Сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации);
Когнитивный уровень (оценка значимости информации);
Образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов).
Процессы принятия решения выявляют проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, определяют принцип решения, вырабатывают суждения о вариантах решения и оценки. Можно выделить два основных типа решений:
Детерминированные - основанные на строгой логике;
Вероятностные - основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели.
Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в реализации деятельности.
Профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.
Е.А. Климов, анализируя трудовую деятельность, выделяет следующую ее структуру:
Заданная цель;
Заданный предмет;
Система средств труда;
Система профессионально служебных обязанностей;
Система прав;
Производственная среда, предметные и социальные условия.
Заданная цель представляет собой проекцию конечного результата профессиональной деятельности зафиксированную в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.
Необходимо различать цели трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должностное место. При условии, если данное рабочее место является вакантным, цели указанной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.
Предмет труда - это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка, которую должен изменить, преобразовать человек.
Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п. На практике не всегда точно можно описать предмет труда. Например, предметом труда может быть ситуация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности.
Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают некоторые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, характеризующиеся высоким уровнем неопределенности. Следовательно, водитель, осуществляя рейс, преобразует последовательность дорожных ситуаций, снижает уровень их неопределенности и через реализацию собственных профессиональных целей вносит какую-то долю определенности.
В педагогической деятельности предметом труда учителя выступает учащийся, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения учитель формирует у ребенка различные знания, умения, навыки.
Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и процессы.
Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда в соответствии с поставленной целью, изменяет и преобразовывает его.
Средства труда подразделяют на вещественные, внешние функциональные, внутренние функциональные.
Вещественные средства труда - это аппаратурные средства предназначенные для приема, переработки и передачи информации. С помощью вещественных средств осуществляются практические действия в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности.
Внешние функциональные средства труда - это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).
Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.
Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функциональное «орудие» труда.
Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организа- ционно-управленческой деятельности.
Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.
Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами трудовой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены у человека средства профессиональной деятельности, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника.
Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.
Система прав отражена в нормативных документах, принятых в сисиеме законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.
Предметные и социальные условия труда составляют среду на чем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии. вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.
Социальные условия труда - это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития.
Труд овой пост в организации
Ключевым компонентом основных понятий, характеризующих профессиональную трудовую деятельность, по Е. А. Климову, является «трудовой пост».
Труд овой пост – этоограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов).
Условия и типы становления трудового поста.
Первый тип. Некто на окраине деревни у излучины реки поставил кузницу или мельницу, на выезде из города открыл магазин сопутствующих товаров, в центре рядом с административными учреждениями открыл юридическую консультацию, рядом с детской площадкой - медицинский пункт, летом на городском пляже - секцию обучения плаванию, службу спасения или пункт питания. Понятно, что определяющим моментом в таких инициативах выступают актуальность и частота возникновения соответствующих потребностей людей, но отнюдь не требования высочайшего профессионализма исполнителя.
Второй тип. Становление трудового поста будет иным там, где определяющим условием выступает потребность в высокой профессиональной квалификации специалиста. Высококвалифицированные медицинские услуги можно оказывать только в структуре соответствующего медицинского учреждения, построить управление тренировочным процессом подготовки спортсменов высокого класса - только в стенах соответствующих спортивных сооружений, находящихся в ведении конкретного спортивного общества, и т. д.
Третий тип условий появления трудового поста - разделение ранее единого. Например, после реорганизации структуры управления фирмой появились новые должностные позиции (менеджер по работе с регионами, оперативный дежурный, ответственный сотрудник по работе со средствами массовой информации, руководитель проекта и т. п.).
Четвертый тип - объединение ранее разных постов (подчинение одному руководителю смежных подразделений, производств и т. д.).
Пятый тип трудового поста определяется изменениями технологии производства товаров или услуг.
Шестой тип - создание поста «под персону» (университет пригласил именитого ученого и открыл новую кафедру).
Понятно, что таких механизмов много, что они исторически изменчивы и входят в область административного творчества. Но большую их часть «творит» сама жизнь - развитие техники и технологии, развитие потребностей людей.
Труд овой пост понимается как одна из форм существования профессии, как одна из ее подсистем. В свою очередь, он выступает как метасистема по отношению к своей подсистеме - рабочему месту. Каждая из трех систем является самодостаточной и может как входить в другие системы, так и включать их в себя, а также выступать основой для зарождения новых систем (рис.). Характеристики профессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются их структурой, функциональной динамичностью, нормативными документами, ситуативными потребностями организации или трудового коллектива, индивидуальными особенностями субъектов и других участников совместной деятельности.
В совокупности своих различных признаков трудовой пост выступает многомерным и обладающим разными признаками системным образованием, основными составляющими которого являются:
1) социально заданные цели и представления о результате труда;
2) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы - предметные, информационные, социальные, биологические);
3) система средств труда;
4) система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
5) система прав работника;
6) производственная среда (предметные и социальные условия труда).
Признавая полноту атрибутов трудового поста, по Е. А. Климову, «достаточной и необходимой», нам видится предпочтительным разделение первого из них на две составляющие. Если социально заданные цели отражают объективные, внешние, исторически и технологически определенные образцы, критерии, параметры труда, то всегда выступают как субъективные реальности. Они принадлежат конкретному субъекту и определяются его профессиональной подготовленностью, компетентностью, нравственными, волевыми и другими качествами. До настоящего времени включительно представления о результатах труда конкретного производителя требуют довольно громоздкой и разветвленной системы внешнего контроля со стороны непосредственного руководителя данного участка (мастера, заведующего подразделением), цеховой службы контроля за качеством, начальника производства предприятия.
Более верным видится выделение семи атрибутов трудового поста (специализации), а именно:
1) социально заданные цели;
2) представления о результате труда производителей товаров ил услуг;
3) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы);
4) средства труда;
5) служебные обязанности (заданные трудовые функции);
6) права работника ;
7) производственная среда (предметные и социальные условия труда).
Социально заданные цели и представления о результатах труда фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их документального описания, изображения, формулирования общего требования к ним. Но если цели труда фиксируются как социально оформленные потребности людей, то представления о результатах труда как производителя, так и потребителя де-факто являются областью компромисса, интегральной или - чаще - усредненной характеристикой уровня технологии, контроля за качеством продукции, соотношения на рынке спроса и предложения, требовательности потребителя и др. В том случае, когда цели труда заданы извне и исторически инвариантны, представления о результатах - вариабельны, ситуативно изменчивы. Если же цели труда могут определяться лишь немногими, наиболее талантливыми профессионалами, способными предвосхищать зарождение новых социальных потребностей людей (яркий пример - история появления джинсов), то представления о результатах труда каждого производителя, находящегося в конкретной производственной среде, корпоративной культуре, всегда вариабельны и чаще - в сторону нарушения, размывания их четких параметров.
Как цели, так и результаты далеко не всегда могут строго документально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Результатом деятельности руководителя является эффективное функционирование трудового коллектива; дирижера оркестра или вокального коллектива - художественное исполнение музыкальных произведений; нилота и штурмана самолета - оптимальный и безопасный полет. Понятно, что такие характеристики, как «эффективное», «художественное», «оптимальное», раскрываются лишь в совокупности конкретных, не всегда объективно измеряемых признаков.
Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда могут служить надежными критериями целей и результатов труда. Последнее особенно показательно в тех видах деятельности, где продукт и результат являются не заданными, а искомыми, например в научной деятельности, в искусстве, а также там, где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука, воспитание, образование, здравоохранение,
искусство, государственная служба и др.). Во многих случаях попытка жесткого «объективного» фиксирования результатов деятельности приводит лишь к формализму, в конечном итоге разрушающему содержание труда. В частности, содержание труда управленца (руководителя подразделения, менеджера, командира, государственного служащего) едва ли можно адекватно отразить названием занимаемой должности, рабочего помещения, базовой технологии, содержанием итоговых отчетов, декларированных целей. Последовательная реализация четких пелей по развитию и изменению социальной среды, сформулированных политическими «пророками», нередко несет людям горе и страдание. Как ни парадоксально, но цели и результаты труда в ряде случаев, например в работе государственного служащего, наилучшим образом могут выражаться несодержательными, объективно извне зафиксированными процессуальными характеристиками: согласование интересов юридических и физических лиц, разрешение конфликта или противоречия хозяйствующих субъектов, оптимизация отношений сторон, решение первоочередных задач региона и т. п.
Предмет труда и исходные материалы. Предмет труда есть система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту.
Предмет труда и исходные материалы наиболее четко фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, в профессиях, связанных с материальным производством. В ряде случаев предметом труда могут выступать ситуации неопределенности - например, дорожные ситуации для водителя автомобиля. Предметом труда может быть состояние функциональной системы. Например, для воспитателя таковой является не поддающееся однозначной формулировке исходное «состояние воспитанности» ребенка; для тренера - состояние организма, тренированности и специальной подготовленности спортсмена; для руководителя - состояние социально-психологического и профессионального развития трудового коллектива; для врача - состояние здоровья человека.
В научной и художественной деятельности предметом труда может быть некоторый«исходный хаос» (Е. А. Климов) информации, эмоциональных впечатлений, который в итоге работы ученого, художника или писателя должен обрести определенную информационную, смысловую, этическую или эстетическую структуру.
Итак, признаем, что предметом труда нередко может выступать некоторая неочевидно очерченная предметная область, набор взаимосвязанных признаков и свойств объектов, процессов, явлений, которые далеко не всегда можно четко выделить, описать, количественно оценить.
Средства труда также нередко сложно однозначно определить, описать и инвентаризировать. Средством труда может выступать объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью .
В качестве средств труда педагога, руководителя, госслужащего, вообще всех представителей профессий типа «человек - человек», «человек - социальная группа» выступают не только технические средства, образцы технологии, эталоны, методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы субъекта труда. Например, голос (его интонации, тон, громкость), субъективно воспринимаемый как требовательный, строгий, доброжелательный и т. п., что значительно расширяет диапазон вербальных управленческих воздействий или непосредственных демонстраций приемов работы. Для учителя, преподавателя, тренера, дирижера, режиссера, руководителя подразделения или организации в качестве эффективного средства управленческого труда могут выступать мимика, поза, жесты и другие невербальные средства.
В большей или меньшей степени это присуще и представителям других типов профессий. Тон и мимика при беседе врача с пациентом способствуют выздоровлению или, напротив, усугублению заболевания. Невербальное поведение инженера, обслуживающего компьютеры в организации, может способствовать или препятствовать активности использования сотрудниками возможностей техники и программного обеспечения.
Средства труда Е. А. Климов разделяет на внешние (по отношению к сознанию субъекта) и внутренние (особенности психической деятельности). Их общая классификация представлена ниже.
Общие закономерности производственных процессов (элементы и структура)
Осуществление технологии возможно только при наличии трех составляющих: предмета труда; орудий и средств труда, процесса труда.
Предмет труда - материальный объект, к которому прилагается труд человека. К предметам труда относятся сырье, полуфабрикаты, основные и вспомогательные материалы.
Сырье составляет исходную вещественную основу производства любого продукта, подвергающуюся физическим и (или) более глубоким превращениям в процессе труда. Обычно под сырьем понимают продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства. Так, в металлургии к сырью относят руды, в коксохимическом производстве - каменный уголь, в сельском хозяйстве - собранный урожай, в пищевой промышленности - цельномолочную продукцию.
Полуфабрикат - продукт, обработка которого проведена на одном или нескольких участках в рамках единого производственного процесса и который должен перейти на другие участки этого же производства (предприятия) для окончательной обработки. Полуфабрикаты составляют незавершенное производство предприятия, не имеют отпускной цены.
Основные материалы - сырье, уже прошедшее обработку, ставшее готовым продуктом, который является, однако, объектом технологической обработки на других предприятиях. Основные материалы относятся к завершенному производству и имеют отпускную цену. Обычно к ним относят продукцию обрабатывающей промышленности (металлы, пиломатериалы, пряжа, цемент и т.д.).
Вспомогательные материалы содействуют производству готовой продукции, не определяя его сути. Они либо присоединяются к сырью и основным материалам для придания им дополнительных потребительских свойств (красители), либо способствуют оптимальному ведению технологического процесса (катализаторы, флюсы).В соответствии с определением к вспомогательным материалам относятся также топливо и электроэнергия, однако по принятой системе учета и планирования их выделяют в особую группу.
Четкой границы между сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами как между теми или иными конкретными веществами в общем виде не существует. Так, известняк служит исходным сырьем для производства извести и вспомогательным материалом (флюсом) в целом ряде металлургических процессов. Известь является полуфабрикатом для получения оксида кальция, основным материалом при изготовлении строительных изделий, вспомогательным материалом при очистке сточных вод, конечным продуктом в качестве минерального удобрения. Чугун, перерабатываемый в рамках одного предприятия в сталь, - это полуфабрикат, а при отгрузке на сторону потребителю - готовый продукт.
Орудия труда - это материальные объекты, которыми непосредственно воздействуют на предмет труда при его переработке. К ним относятся рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, плавильные и нагревательные печи и т.п.), а также механизмы для перемещения предметов руда в процессе производства (транспортеры, конвейеры, подъемные краны и т.д.).
Средства труда - материальные объекты, которые не оказывают непосредственного воздействия на предмет труда при его переработке, но содействуют нормальному осуществлению технологического процесса. К средствам труда относятся производственные здания и инженерные сооружения, а также силовые установки, передаточные и другие устройства.
Производственные здания - это корпуса основных и вспомогательных цехов, лабораторий (в них располагают рабочие машины и оборудование), а также все помещения, непосредственно обслуживающие основное производство (конторы, гаражи, склады, депо и т.п.).
Инженерные сооружения - это разнообразные инженерно-строительные объекты, содействующие выполнению вспомогательных технологических процессов. К ним относятся эстакады, градирни, галереи, бункера, очистные сооружения, резервуары и т.п.
Силовые установки - оборудование для производства или преобразования энергии. Оно включает разнообразные двигатели, паровые машины, турбины, электрогенераторы, компрессоры, электротрансформаторы и т.д.
Передаточные устройства предназначены для подачи электрической, тепловой, механической энергии от машин-двигателей к рабочим машинам. Эту группу составляют линии электропередач, воздухо- и паропроводов, газовые и водораспределительные сети, трансмиссии и пр.
Труд (расходование физической силы работающего, умственные и нервные усилия) является основой любого технологического процесса. Затраты труда измеряются его продолжительностью, т.е. временем, в течение которого он осуществляется. Затраты труда тесно связаны с понятием «производительность труда».
Производительность труда - количество рабочего времени, необходимое для изготовления единицы продукции, либо количество продукции, создаваемое в единицу времени.
Конечным результатом технологического процесса является готовая продукция .
Готовая продукция - изделия или материал, обработка которых на данном предприятии полностью закончена, они соответствуют стандартам, укомплектованы и могут быть отправлены потребителям.
Готовая продукция делится на основную, составляющую цель производства, и побочную, получаемую попутно . Например, в доменном производстве основной продукт - чугун, а побочные - доменный шлак и колошниковый газ. Они используются в народном хозяйстве в качестве одного из компонентов при производстве цемента (шлак) и вторичных энергетических ресурсов (колошниковый газ).
Кроме основных и побочных продуктов, в технологических процессах образуются отходы.
Отходы на данном этапе развития науки и техники не используют в качестве исходного сырья либо потому, что они не отвечают предъявляемым требованиям и их переработка экономически не эффективна, либо потому, что потенциальные потребители психологически и организационно не готовы к переработке данных отходов или не знают об их наличии. Во многих случаях продуценты отходов также не имеют информации о существовании их потенциальных потребителей.
По предмету труда промышленность разделяют на добывающую и перерабатывающую.
Добывающая промышленность занимается извлечением сырья из естественных, природных запасов. Предметом труда в ней являются полезные ископаемые.
Перерабатывающая промышленность превращает продукцию добывающей промышленности (сырве), а также собственную продукцию (основные материалы) в товары с более высокой степенью обработки. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности России в 1995 г. составляло 24: 76 и имело тенденцию к повышению.
По использованию готовой продукции промышленность делят на две группы: А и Б. Группа А производит в основном орудия и средства труда, группа Б выпускает предметы народного потребления (легкая, пищевая промышленность и т.п.).
До недавнего времени в нашей стране на группу А приходилось 75 /о промышленности. В постиндустриальных странах примерно такая же доля (60-80%) приходится на группу Б, что позволяет удовлетворять запросы общества в потребительских товарах и услугах, обеспечивая одновременно необходимый технический уровень и развитие материальной базы отраслей группы Б. Чрезмерная доля группы А характерна для тенденции развития производства ради нужд самого производства, без должного удовлетворения потребительских запросов населения (делать сталь ради стали, чтобы снова делать сталь).
Промышленность в совокупности с сельским хозяйством и промышленной инфраструктурой (транспорт, связь), предприятиями торговли, бытового обслуживания и коммунальными составляют производственную сферу народного хозяйства страны.
В непроизводственную сферу входят наука, искусство, просвещение, здравоохранение, государственный аппарат управления, армия и некоторые другие структуры.
отсутствует
4 Технологические схемы производства: состав и анализ их структуры
Сущность и содержание дисциплины «Технологические процессы в строительстве»
Изучаемая дисциплина – прикладная наука рациональный средств, способов и методов выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку строительных материалов, полуфабрикатов и изделий с качественным изменением их состояния, физико-механических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции заданного качества.
Основные принципы строительного производства: системность, безопасность, гибкость (возможность адаптации процессов строительства объекта к быстро меняющимся условиям производства работ на СП, а также организационным, технологическим и ресурсным параметрам проекта без потерь качества), ресурсосбережение, качество (это соответствие всех параметров строительных процессов проектным значениям и значениям, указанным в нормативных документах).
Капитальное строительство и его объекты
Капитальное строительство – отрасль материального производства, в котором создаются основные фонды производственного и непроизводственного назначения.
Капитальное строительство включает: новое строительство (на новых площадках по первоначально утвержденному проекту), расширение (строительство последующих очередей)(по новому проекту вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных или новых комплексов и т.д.),реконструкция (полное или частичное переоборудование или переустройство без строительства новых или расширений действующих), техническое перевооружение (переоборудование действующего предприятия с заменой оборудования), капремонт (восстановление зданий).
Одной из систем капитального строительства является строительное производство – совокупность производственных процессов, осуществляемых непосредственно на строительной площадке, включая строительно-монтажные и специальные процессы в подготовительных и основной периоды строительства.
Конечный результат выполнения совокупности строительных процессов – строительная продукция.
Согласно Градостроительному кодексу РФ к объектам капитального строительства не относятся: временные здания - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадёт необходимость в их использовании, некапитальные нестационарные - сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.
Строительные процессы, работы и продукция.
Строительная технология – совокупность одного либо нескольких методов и технологических средств, которая может быть использована для получения конкретного вида строительной продукции.
Строительный процесс - это совокупность операций, выполнение которых дает законченную продукцию в виде конструктивного элемента или его части. Строительные процессы бывают простыми, сложными, комплексными и межобъектными.
По степени механизации строительные процессы делятся на полностью механизированные, частично механизированные и ручные.
В зависимости от назначения строительные процессы разделяются на основные, вспомогательные, заготовительные и транспортные. К основным относятся процессы, в результате выполнения которых создаются части сооружений или конструкций, т. е. создается строительная продукция. К вспомогательным относятся процессы, с помощью которых не создается строительная продукция, но они необходимы для выполнения основных процессов. К транспортным процессам относятся работы по перемещению материалов и готовых деталей к строящемуся объекту и к рабочему месту. Заготовительные процессы предназначаются для изготовления и обеспечения строящегося объекта деталями, изделиями и полуфабрикатами.
По характеру выполнения процессов: непрерывные процессы, позволяющие сразу приступить к осуществлению последующих; прерывные процессы, требующие перед выполнением последующих процессов обязательных технологических перерывов для выдерживания и набора прочности бетона, сушки штукатурки;
По значимости: ведущие процессы, определяющие итоговые сроки возведения здания или сооружения; совмещенные процессы, выполняемые параллельно с ведущими.
Совокупности простых и комплексных процессов образуют строительные работы.
Строительные работы: общестроительные (земляные, каменные, бетонные), специальные (монтаж сантехнических устройств, электротехнические), вспомогательные (транспортировка, укладка).
Комплексы работ группируют по периодам и циклам строительства (строительные работы зависят от времени выполнения (периоды), рациональной технологии (циклы)).
Циклы: нулевой (подземный), надземный и отделочный. Периоды: подготовительный и основной.
Подготовительный период состоит из проектно-изыскательских работ, инженерной подготовки территории, организации строительной площадки, устройства временных и постоянных дорог, сетей. Основной период включает подземный цикл, надземный, отделочный, монтаж техоборудования.
Конечным результатом строительных процессов является строительная продукция: 1.законченные введенные в эксплуатацию здания и сооружения; 2.отдельные их части (секции, полеты и т.д.); 3.объемы работ, выполняемые за определённый период времени.
Предметы и средства труда в строительном производстве
Предметы труда: строительные материалы, полуфабрикаты, изделия.
Строительные материалы разделяют на природные (естественные) и искусственные. К природным материалам относят лесные (круглый лес, пиломатериалы), каменные плотные и рыхлые горные породы (естественный камень, гравий, песок, глина) и др. К искусственным материалам относят: вяжущие вещества (цемент, известь), искусственные камни (кирпич), керамические плитки, синтетические краски и лаки, металлоконструкции, тепло- и гидроизоляционные материалы и др.К основным полуфабрикатам относят бетонную, асфальтовую, растворную смесь и другие композиты, характеризующиеся необходимостью употребления в дело через короткий период времени после приготовления. Поэтому полуфабрикаты не имеют устойчивых товарных свойств. Они тесно связаны с конкретной строительной продукцией. К деталям и изделиям относят заранее изготовленные и монтируемые элементы, как-то: дверные полотна, оконные переплеты, балки, фермы, стеновые панели, плиты перекрытий и покрытий, санитарно-технические кабины, блок-комнаты и т. д., предназначенные для применения в зданиях и сооружениях определенного назначения и типа.
(СП, СНиП, ГОСТ, ОСТ, ТУ – регламентируют документы качества предметов труда)
Требуемые свойства, технические требования и требования к качеству строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий устанавливают Строительные нормы и правила (СНиП), Государственные стандарты (ГОСТ), Технические условия (ТУ). Этими регламентирующими документами определяются назначение строительных материалов и деталей, требования к их качеству, приводятся указания по выбору и применению в зависимости от условий эксплуатации возводимого здания или сооружения, устанавливаются условия транспортирования, правила приемки и хранения, правила отбора контрольных образцов и испытаний и др.
Средства труда: основные (машины, стр. оборудование), вспомогательные (лестницы и т.д.), транспортные.
Строительные машины - это передвижные или стационарныетехнические средства с рабочим органом, приводимым в действие двигателем. Механизмы в отличие от строительных машин не имеют специального двигателя. Рабочий орган приводится в действие через соответствующий преобразователь движения самими строительными рабочими (ручные тали, лебедки, катки и др.)
Вспомогательные технические средства выполняют роль технологической, энергетической, эксплуатационной и персональной оснастки, без которых нельзя или нерационально выполнять строительные работы.Технологическая оснастка предназначена обеспечить удобство и безопасность работы, сохранность строительных материалов, полуфабрикатов и деталей (контейнеры, кассеты, струбцины, бункера, баллоны для газов и жидких веществ и др.).
Норма комплект – рационально подобранная совокупность технических средств оснащения рабочего места звена для выполнения им работы по утвержденной технологии с нормативной производительностью. В состав нормокомплектов включаются средства малой механизации, механизированный и ручной инструмент, средства технологической и организационной оснастки, энергетическое оборудование, приспособления, средства измерений и контроля, средства индивидуальной защиты рабочих.
Производительные силы
Материальное производство является основой всей общественной жизни. Рассмотрим компоненты материального производства и их взаимосвязи.
В любой отрасли производства труд возможен при наличии предмета труда, средств труда и рабочей силы.
Предмет труда – это все то, к чему человек прикладывает свой труд: у шахтера – угольный пласт, у крестьянина – пашня, у токаря – заготовка и т. д. Предметы труда первоначально берутся из природы. Но объекты, существующие в природе, сами по себе еще не являются предметами труда; таковыми они становятся, когда они оказываются вовлеченными в процесс производства. Предметом труда становятся также объекты, уже прошедшие через производственный процесс; например, из выплавленной стали изготавливают различные детали машин. Иногда как эквивалентное понятие предметам труда употребляется понятие сырья.
Средства труда – все то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Прежде всего к средствам труда относится орудия труда. Чтобы привести в действия орудия труда, люди используют различные источники энергий, начиная с мускульной энергии самого человека и кончая атомной энергией. К средствам труда в широком смысле слова относятся не только орудия труда и источники энергии, но и другие материальные элементы производства: земля, производственные помещения, транспорт (в том числе нефтепроводы, газопроводы), средства связи (в том числе компьютерные сети).
Предметы труда и средства труда вместе называют средствами производства.
Рабочая сила – это не просто какое-то количество людей. Человек становится рабочей силой, когда у него есть определенные умения и навыки трудовой деятельности. От его профессиональной подготовки, физического здоровья, сознания и воли, его морали и т. д. зависит эффективность материального производства.
Человек в качестве рабочей силы в процессе материального производства выполняет две основные функции: он является источников энергии и он управляет производством. По мере развития производства, во-первых, уменьшается роль человека как источника энергии (в процессе механизации). Сегодня на долю энергии человека в общем объеме энергии, используемой в производстве, приходится ничтожно малая часть. Во-вторых, уменьшается роль человека в управления производственными процессами (по мере автоматизации). Еще иначе можно сказать, что по мере развития материального производства уменьшается затрата физических и интеллектуальных сил человека.
Все три элемента – предмет труда, средства труда и рабочая сила – необходимы для процесса производства. Но их роль в производстве неодинакова.
Предмет труда играет в производстве пассивную роль – он подвергается воздействию со стороны рабочей силы с помощью средств труда. То, какие вещества и объекты природы обрабатываются, зависит от степени развития средств труда и потребностей общества.
Специфика производства в каждую историческую эпоху определяется прежде всего уровнем развития техники, орудий труда. Не случайно историки различают эпохи истории (каменный век, бронзовый век, железный век) в зависимости от того, какими средствами труда осуществляется производство.
С характером орудий труда связан уровень развития рабочей силы. С развитием техники меняются требования к квалификации рабочей силы. После того как созданы новые орудия груда, люди должны приспособиться к ним. Смена техники требует новых трудовых навыков, производственного опыта. С появлением новых орудий труда возникают новые профессии. Но это одна сторона дела. Ведь орудия труда, техника создаются и совершенствуются людьми. Люди, участвующие в производстве, не только приводят в действие орудия труда, но и изменяют их, улучшают, модернизируют и т. д. Взаимодействие техники, и человека (рабочей силы) является источником развития и техники и рабочей силы. Здесь можно было бы указать и на роль человека как творца новой техники. Взаимодействие средств труда и рабочей силы оказывается важным детерминантом развития производительных сил.
Чтобы общество существовало и развивалось, должно непрерывно осуществляться производство материальных благ. Поэтому процесс производства является процессом воспроизводства, т. е. процессом, который вновь и вновь возобновляется. Создаются и воспроизводятся не только предметы потребления, но и средства производства, необходимые для продолжения производства, – сырье, топливо, орудия труда и т. д. Но мере использования сырья надо пополнять его запасы, изнашиваются орудия труда – надо производить новые и заменять ими старые. Кроме того, необходимо, чтобы и люди, работники восстанавливали свои силы, получая необходимые для их жизни и труда предметы потребления, а также подготовлялись новые работники взамен выбывших по старости, болезни или смерти. Таким образом, все элементы производства – предметы труда, средства труда, рабочая сила – должны постоянно воспроизводиться.
Воспроизводство может осуществляться в одних и тех же размерах. Но такое простое воспроизводство не может обеспечить развитие общества (если к тому же иметь в виду рост народонаселения). Чтобы общество могло развиваться, двигать вперед свою культуру, необходимо расширенное воспроизводство, т. е. воссоздание всех элементов производства в возрастающем объеме.
Отрасли современного производства делятся на легкую, которая производит предметы потребления (пищевые продукты, обувь, одежду и т. д.), и тяжелую промышленность. Последняя производит средства производства – машины, инструменты, топливо и т. п. Чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство, общество должно вкладывать значительную часть средств и труда в тяжелую промышленность.
Развитие производительных сил – не только их количественное увеличение. Развитие состоит в замене средств труда новыми, более эффективными. Следовательно, развитие производительных сил возможно при том условии, что общество затрачивает свой труд не только на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, но и на дальнейшее увеличение и совершенствование производства. И это касается и техники, и кадров, и имеющегося или возможного предмета труда.
В заключение характеристики производительных сил коснемся дискуссионного момента относительно терминологии. Есть два подхода к определению понятия производительных сил. В первом варианте в их состав включают все три указанных компонента: предмет труда, средства труда и рабочую силу. Во втором варианте в производительные силы включают средства труда и рабочую силу. Аргументация второго варианта: производительные силы – это то, что производит, а предмет труда сам ничего не производит, из него производят. Представляем читателю самому определить свою позицию.