Эволюция ресурсного подхода в управлении предприятием. Фундаментальные исследования. Управление имеющимися ресурсамидля будущих рынков

Нижальская Н.И.

Кандидат экономических наук, доцент,

Новосибирский государственный архитектурно- строительный университет

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

Проведен генезис ресурсного подхода и исследованы основные понятия и идеи ресурсного подхода. Приведены классификации ресурсов различных авторов. Определены ресурсы и компетенции, которые, с учетом выявленных возможностей и угроз, являются наиболее важными с точки зрения получения устойчивого конкурентного преимущества. Проведена оценка функциональных стратегий развития предприятия: маркетинговой, финансовой и производственной. Предлагаются направления развития маркетинговой стратегии, а также решаются проблемы, выявленные на этапе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ключевые слова: ресурсный подход, ресурсы, конкурентные преимущества, стратегическое развитие.

Nizhalskaya N.I.

PhD in Economics, Associate Professor,

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering

RESOURCE APPROACH IN THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

Abstract

The genesis of the resource approach is carried out and the basic concepts and ideas of the resource approach are studied. The resources of different authors are cited. The resources and competences are determined with regard to identified opportunities and threats. They are the most important in terms of obtaining a sustainable competitive advantage. The estimation of functional strategies of enterprise development is carried out including marketing, financial and production. The development directions of the marketing strategy are suggested, while problems revealed at the stage of analysis of financial and economic activities of the enterprise are solved.

Keywords: resource approach, resources, competitive advantages, strategic development.

Важность стратегического развития несомненна для разных организаций, т.к. дает возможность выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Совершенствование стратегии предприятия является неотъемлемой частью ее существования и развития, способствует ее удержанию на высоких позициях в конкурентной борьбе и помогает в достижении поставленных целей компании. Наиболее эффективным способом является стратегическое развитие предприятия на основе ресурсного подхода.

Придерживаясь стандартного определения ресурсов для построения дальнейших теоретических конструкций отметим уже имеющиеся классификации К. Хофера и Д. Шенделу, Р. Гранта, Й. Рууса, С. Пайка и Л. Фернстрема, а также С. Монтгомери и Д. Коллинса .

Во всех рассмотренных классификациях существуют некоторые различия, но все авторы стараются выделить те виды ресурсов, которые будут являться стратегически ценными для достижения высоких финансовых результатов.

В современных условиях с высокой динамикой внешней среды ресурсный подход дает организации свободу принятия решения относительно стратегии, выбор которой определяется приобретением и целенаправленным развитием специфических ресурсов и компетенций в течение срока ее деятельности.

По итогам рассмотрения теоретических аспектов ресурсного подхода в стратегическом развитии организации, можно сделать следующие выводы:

– в концепции ресурсного подхода даны объяснения генезису конкурентных преимуществ, механизм формирования которых заключается в выявлении, создании, эффективном управлении стратегически ценными ресурсами организации;

– достижение конкурентных преимуществ возможно за счет стратегических ресурсов компании, которыми являются доступ к приоритетным и ограниченным каналам сбыта, высокое качество продукции, широкий ассортимент и репутация у поставщиков и покупателей.

Осуществление производственной стратегии невозможно без финансовых ресурсов, которые зависят от осуществления маркетинговой и финансовой стратегий.

Для создания благоприятных условий в достижении производственных целей, необходимо сделать упор на развитие маркетинговой и финансовой стратегий с учетом имеющихся ресурсов.

Важность оценки имеющихся ресурсов в организации подтвердим на примере ООО «ТД Техно». Компания ООО «ТД Техно» была основана в 1997 году в городе Новосибирске.

ООО «ТД Техно» производит банные и отопительные печи, камины, металлические настенные кронштейнов для различных видов оборудования, AV-мебели.

Основная доля выручки предприятия в 2016 г. приходится от продаж AV-техники – 458265 тыс. руб., что составлят 73 % в общей доли выручки, печное оборудование – 87000 тыс. руб., что составляет 14 % и торговое оборудование – 80000 тыс. руб., что составляет – 13 %. Более подробная структура выручки по основным клиентам ООО «ТД Техно» представлена в таблице 1.

Как видно из таблицы, основную долю выручки по направлению AV-техники приносят торговые сети М.Видео и Эльдорадо – 63 %, на ДНС приходится 18 % и на другие 18 %.

По направлению печное оборудование основными покупатели являются дилеры в регионах, которые составляют 56 %.

По направлению торговое оборудование основным потребителем является Эльдорадо – 81 %, М.Видео – 10 % и другие (аптеки, продуктовые магазины г. Новосибирск) – 9 %.

Таблица 1 – Структура выручки по основным клиентам

Направление Покупатели Доля в выручке по направлению, 2016 г. Доля в общей выручке, 2016 г.
AV-Техника Эльдорадо 27 % 73 % (458265 тыс. руб.)
М.Видео 36 %
ДНС 19 %
Другие 18 %
Печное оборудование Сибирский мастер 15 % 14 % (87000 тыс. руб.)
Печник 11 %
Печи и камины 18 %
Другие 56 %
Торговое оборудование Эльдорадо 81 % 13 % (80000 тыс. руб.)
М.Видео 10 %
Другие 9 %

Направления торгового и печного оборудования имеют огромный потенциал развития, который пока не очень развит. Торговое оборудование, которое практически ориентировано только на одного крупного покупателя, требует развития поиска новых сегментов рынка и каналов сбыта. Ресурсы и способности предприятия способствуют развития данного направления.

Рост объемов торгового оборудования необходимо поддержать за счет входа на рынки так называемых сегментов DIY (do it yourself – сделай сам) и HouseHold (домашний, семейный, бытовой).

К сегменту DIY относятся строительные магазины, в которых продаются товары для дома и сада. В последнее время значительно повысился спрос на данную группу товаров в связи с активным строительством и ремонтом коттеджей.

HouseHold – это формат розничной торговли товарами для дома и сада.

Помимо имеющегося ассортимента торгового оборудования необходимо развитие производства садовой и дачной мебели.

Еще одним перспективным сегментом является сегмент FMCG (fast moving consumer goods –быстро оборачиваемые потребительские товары).

На данные рынки можно выйти с продукцией собственного производства, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Ассортимент продукции по направлению торговое оборудование

Вид продукции Ассортимент
Торговая мебель Кассовые терминалы, терминал для продавца, подиумы, витрины, металлические стеллажи
Садовая мебель Лавки, стулья, столы, табуреты, беседки, клумбы, заборы, качели, детские товары ящики и т.д.
Интерьерная мебель Столы, тумбы, комоды, модульные изделия (кухни, стенки и прочее), мебель для ванной комнаты и т.д.
Мебель для хранения Складские и архивные стеллажи и т.д.

Предлагается первоначальный план работы по выходу на рынки сегментов DIY, HouseHold и FMCG:

  1. Сформировать базу основных ритейлеров DIY, HouseHold и FMCG России (контакты, имена, адреса, сайты, ассортимент и прочее)
  2. Подготовка коммерческих предложений, прайс-листов, каталогов продукции и позиционирование, презентаций, рекламных материалов.
  3. Холодные звонки, планирование встреч.
  4. Формирование графика встреч/командировок.
  5. Встречи и презентация продукции.
  6. Согласование условий поставок, цен, продажи.
  7. Заключение договоров.

Печное направление также имеет широкий ассортимент продукции, но здесь очень слабо развито производство бытовых котлов. Бытовые котлы используются для теплоснабжения жилых и рабочих помещений. Котлы, производимые на предприятии, имеют меньшую себестоимость на рынке и ничем не уступают отечественным и зарубежным аналогам, даже в дизайне. Необходимо развивать данное направление так как рынок котлов имеет значительный потенциал роста.

Новый канал сбыта и развитие услуг по обслуживанию, основные идеи по продвижению и увеличению объема продаж котлов на российском рынке, суть которых заключается в следующем:

  1. Развитие партнерских отношений со строительными компаниями, которые занимаются малоэтажным строительством, а также с инжиниринговыми компаниями, которые будут осуществлять монтаж и послепродажное обслуживание котлов. Осуществление продажи котлов «сразу в дом», которые будут интегрированы в систему теплоснабжения домов, позволит обойти конкурентов и миновать сбыт продукции через дилеров. Таким образом, можно получить новый канал сбыта бытовых котлов.
  2. Продажа бытовых котлов через интернет сайт напрямую клиентам. Данный канал сбыта очень популярен в последнее время, т.к. имеет широкую целевую аудиторию.
  3. На платформе бытовых котлов в будущем можно развивать направление промышленных котлов, которые применяются на малых и средних предприятиях для отопления помещений.

По усовершенствованию финансовой стратегии предлагаются следующие мероприятия:

  1. Для развития новых каналов сбыта по продаже торгового и печного оборудования осуществлять бонусное поощрение клиентов, что может спровоцировать продолжительное и взаимовыгодное партнерство.
  2. Для ликвидации кассовых разрывов работать с поставщиками материалов и комплектующих для нужд производства по 100 % оплате после поставки и факторингу.

Развитие новых каналов сбыта торгового оборудования, за счет входа на DIY, HouseHold и FMGG сегменты рынка, даст новый толчок данному направлению: расширение ассортимента продукции, развитие технологий и рост продаж и увеличение прибыли. Успех входа на данные сегменты рынка обуславливается их собственным ростом: развитие географии, открытие магазинов, увеличение площадей, расширение ассортимента и т.д.

Продажа бытовых отопительных котлов должна осуществляться в партнерстве с застройщиками малоэтажного жилья. Сейчас застройщики, следуя спросу, больше внимания уделяют инженерным системам, которые развиваются в направлении использования энергоэффективного и экологического оборудования для отопления.

Грамотное предложение и партнерские соглашения позволят сформировать новый формат сотрудничества и тем самым увеличить спрос на котельное оборудование, что приведет к увеличению прибыли предприятия.

Осуществление премирования покупателей подразумевает начисление определенных бонусов на счет покупателю, в зависимости от договорных сроков и объемов поставки продукции предприятием. Начисление бонусов также будет зависеть от сроков оплаты заказов покупателем, и должно будет осуществляться по следующим примерным схемам:

  • 100 % предоплата заказа – ежемесячные бонусы;
  • 50 % предоплата заказа – ежеквартальные бонусы;
  • 100 % оплата сразу после поставки – полугодовые бонусы.

Данная схема с маркетинговой точки зрения приведет к положительному одобрению при осуществлении покупателем выбора поставщика в пользу предприятия и к увеличению числа клиентов и репутации. С финансовой точки зрения увеличение количества поступлений и увеличение прибыли. При 100 % предоплате появляются срочные средства для закупки материалов и комплектующих. Премирование ориентировано на долгосрочные партнерские отношения с крупными покупателями. При краткосрочных поставках продукции данная схема не эффективна.

Предложенные мероприятия создадут условия для развития стратегий предприятия: получение максимально возможной прибыли, увеличение объемов продаж, увеличение числа клиентов, увеличение доли рынка, решение финансовых проблем.

В рамках проведенного исследования подтверждается, что развитие организации должно осуществляться согласно стратегиям, ориентируясь при этом на имеющиеся ресурсы. За счет этого фирма будет иметь конкурентные преимущества в создании продукта, который будет иметь спрос на рынке и приносить компании прибыль.

Список литературы/References

  1. Афанасьев, М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / М. П. Афанасьев. – М.: Финстат, 2012. – 85 с.
  2. Демидов, А. В. Стратегическая конкурентоспособность предприятий и оценка уровня нововведений / А. В. Демидов, Г. А. Смирнова, М. Н. Титова // Инновации. – 2013. – № 2. – С. 102-106.
  3. Ендовицкий, Д. А. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория, методология, практика / Д. А. Ендовицкий, Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – №38 . – С. 2-8.
  4. Лапыгин, Ю. Н. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин, Т. А. Лачинина; под ред. Ю. Н. Лапыгина. – 2-е изд. – М: Кнорус, 2016. – 284 с.
  5. Назаркина В. А. Стратегии развития организаций сферы туризма / В. А. Назаркина // Современные проблемы социально-культурного сервиса и туризма: Материалы международной научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – С. 93-96.
  6. Нижальская Н.И. Методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности торговой организации: дис. …канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 24.05.07: утв.25.01.08/Нижальская Наталья Ивановна.- Новосибирск, 2007.- 183с.
  7. Руус, Й. Интеллектуальный капитал: практика управления: пер. с англ. / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём; под ред. В.К. Дерманова.– 3-е изд. – Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента, 2010. – 135 с.
  8. Ситникова Я. В. Рискоустойчивость хозяйственной системы: теоретический аспект. // Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции.-Новосибирск, 2015. С. 126-129.
  9. Ситникова Я.В., Надгребельная В.С. Конкурентоспособность предприятия на международном рынке и вызовы современной экономики.// Современна наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции.- Уфа, 2015. С. 144-148.
  10. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан; под ред. д. э. н., проф. И. М. Степнова, и Ю. А. Ковальчук: – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 541 c.

Список литературы на английском языке/ References in English

  1. Afanas’ev, M. P. Marketing: strategija i praktika firmy / M. P. Afanas’ev. – M.: Finstat , 2012. – 85 p.
  2. Demidov, A. V. Strategicheskaja konkurentosposobnost’ predprijatij i ocenka urovnja novovvedenij / A. V. Demidov, G. A. Smirnova, M. N. Titova // Innovacii . – 2013. – № 2. – P. 102-106.
  3. Endovickij, D. A. Resursoorientirovannyj jekonomicheskij analiz: teorija, metodologija, praktika / D. A. Endovickij, N. P. Ljubushin, N. Je. Babicheva // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika . – 2013. – №38 . – P. 2-8.
  4. Lapygin, Ju. N. Strategicheskoe razvitie organizacii: uchebnoe posobie / Ju. N. Lapygin, D. Ju. Lapygin, T. A. Lachinina ; edited byJu. N. Lapygina. – 2nd edition. – M: Knorus, 2016. – 284 p.
  5. Nazarkina V. A. Strategii razvitija organizacij sfery turizma / V. A. Nazarkina // Sovremennye problemy social’no-kul’turnogo servisa i turizma: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Habarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2008. – P. 93-96.
  6. Nizhal’skaja N.I. Metodicheskie osnovy ocenki i obespechenija konkurentosposobnosti torgovoj organizacii : dis. …. of PhD in Economics: 08.00.05: defense of the thesis 24.05.07: approved 25.01.08/Nizhal’skaja Natal’ja Ivanovna.- Novosibirsk, 2007.- 183p.
  7. Ruus, J. Intellektual’nyj kapital: praktika upravlenija : per. s angl. / J. Ruus, S. Pajk, L. Fernstrjom ; edited by V.K. Dermanova .– 3rd edition.– Sankt-Peterburg: Vysshaja shkola menedzhmenta, 2010. – 135 p.
  8. Sitnikova Ja. V. Riskoustojchivost’ hozjajstvennoj sistemy: teoreticheskij aspect . // Sovremennoe obshhestvo, obrazovanie i nauka. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii .-Novosibirsk, 2015. P. 126-129.
  9. Sitnikova Ja.V., Nadgrebel’naja V.S. Konkurentosposobnost’ predprijatija na mezhdunarodnom rynke i vyzovy sovremennoj jekonomiki .// Sovremenna nauka: teoreticheskij i prakticheskij vzgljad. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii .- Ufa, 2015. P. 144-148.
  10. Fljajsher, K. Strategicheskij i konkurentnyj analiz. Metody i sredstva konkurentnogo analiza v biznese . / K. Fljajsher, B. Bensussan ; edited byI. M. Stepnova, i Ju. A. Koval’chuk: – M.: Binom. Laboratorija znanij, 2012. – 541 p.

В 1980-1990-е годы в мировой теории и практике управления предприятием сформировался ресурсный подход.

Ресурсный подход (resource-based view) предполагает наличие связи между ресурсами предприятия и его успехом в конкурентной среде. В рамках ресурсного подхода предприятие рассматривается как комплекс соответствующих ресурсов.

Исследователями был сделан вывод о том, что потребность в ресурсах не является производной от рыночного положения предпри­ятия, а наоборот, ресурсный потенциал предопределяет успешное (или неуспешное) положение на рынке.

Пионером в области ресурсного подхода является Биргер Вер-нерфельт, основные утверждения которого состоят в следующем:

Развил ресурсную идею Джей Барни, который в своей работе 1991 г. представил все ее ключевые понятия.

Ресурсы - все активы, возможности, организационные процес­сы, информация, знания и т. д., контролируемые предприятием и поз­воляющие ему создавать и осуществлять эффективные стратегии.

В англоязычной литературе совокупность этих качеств ресурсов обозначается аббревиатурой «VR1N».

    Ценность. Очевидно, что стратегическим может быть только ценный ресурс - при необходимости он должен способствовать по­вышению продуктивности и эффективности предприятия.

    Редкость. Ресурс является стратегическим, если он достаточно редок и пользуется большим спросом.

    Неповторимость. Ресурс должен быть не только ценным и редким, но еще и невоспроизводимым.

Неповторимость может вытекать из исторического факта: (рас­ положение супермаркетов), «причинной неопределенности» или абсо­ лютной сложности (конкуренты знают, что создание аналогичного ресурса обойдется им очень дорого и за то время, что потребуется на имитацию, фирма-пионер уйдет далеко вперед).

Незаменяемость. Будучи редким и неподражаемым, ресурс не станет стратегическим, если конкуренты смогут найти ему замену. Например: искусственные спутники земли как средство теле- и ра­ диовещания.

Отличительной характеристикой ресурсного подхода являет­ся концентрация на внутренних факторах предприятия.

Основная особенность ресурсного подхода заключается в том, что он рассматривает внутренние источники конкурентоспособности и повышенной рентабельности капитала предприятия. При этом из­держки, связанные с переносом (копированием) ресурсов одного предприятия другому предприятию, могут быть высокими, иногда - запретительно высокими: предприятия, работающие в одном секторе экономики, могут быть неидентичны с позиции ресурсов, которые они контролируют; сами ресурсы могут быть непереносимы от одно­го предприятия в другое предприятие; вследствие чего такие ресурс­ные различия могут носить постоянный характер. На практике, ре­сурсы часто связаны с результатами управленческой деятельности и потому могут быть вообще непереносимы между предприятиями.

Не все ресурсы предприятия в равной мере ценны для создания конкурентных преимуществ. Необходимым условием является нали­чие определенных характеристик ресурсов (стоимостная стабиль­ность, дефицитность, трудность имитации и замещения). Если эти

особые ресурсы к тому же правильно комбинируются (достаточное условие), то предприятие получает конкурентные преимущества.

Комбинационная деятельность в ресурсной теории рассматрива­ется в качестве ядра всех организационных мероприятий. В соответ­ствии с этим организационные способности предприятия определя­ются как «коллективная способность организации выполнять специфические виды активности». Тем самым эти способности со­ставляют часть ресурсного обеспечения предприятия.

Исходя из этого, в основе ресурсного подхода к управлению от­дельным предприятием лежит возможность выбора на рынке различ­ных ресурсов и их комбинации. Таким образом, основной формулой успеха становится эффективный выбор и комбинация ресурсов луч­ше, оригинальнее, быстрее конкурентов, что гарантирует конечный рыночный успех.

В классическом виде ресурсный подход не учитывает следующих факторов современной бизнес-среды:

    высокий темп технологических изменений;

    рост ожиданий клиентов;

    развитие стандартов качества в глобальном масштабе;

    рост ожиданий сотрудников относительно автономии принятия решений.

Система управления персоналом является подсистемой в системе управления организацией, следовательно, с одной стороны, цели системы управления персоналом должны быть увязаны с целями функционирования и. развития организации; с другой стороны, цели системы управления персоналом должны быть увязаны с потребностями работников организации.

Процесс увязывания целей в системе управления персоналом столь сложен, что требует стратегического подхода, включения в систему управления персоналом выверенной кадровой политики.

Политика вообще - это основные правила и принципы, определяющие конкретные действия.

Кадровая политика - это основные правила и принципы, регламентирующие взаимоотношения с персоналом в организации, которые являются логичным и естественным продолжением производственной, маркетинговой, инвестиционной и других политик организации.

До недавнего времени преобладал подход к персоналу как к издержкам производства, а издержки, как известно, необходимо минимизировать. Соответственно минимизировались и функции по управлению персоналом. В последнее время появилось понимание, что персонал - это ценный ресурс, источник богатства организации, капитал, и его необходимо наращивать, в него надо инвестировать, чтобы получить прибавочную стоимость. Подход к персоналу как ресурсу означает:

  • 1) его персонализацию и индивидуальный подход ко всем работникам, осуществляемый в пределах совмещения интересов организации и работника (в случае расхождения интересов приводятся в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы тот связал свою деятельность с интересами организации);
  • 2) осознание проблемы дефицита квалифицированного и высоко квалифицированного персонала, что приводит к конкретной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда;
  • 3) переход к человеческим ресурсам означает отход от представлений о персонале как «даровом капитале», освоение которого не требует от руководства ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных, ни прочих затрат.

Концепция человеческих ресурсов признает необходимость капиталовложений в их формирование, использование и развитие исходя из экономической целесообразности. Цель капиталовложений - привлечение более качественных в профессиональном плане работников, их обучение и поддержание в состоянии высокой трудоспособности, создание условий для их творческого и профессионального развития, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей членов организации. Отсюда меняются и акценты работы с персоналом, в частности, делаются усилия по развитию и раскрытию «скрытых» возможностей работника .

В литературе выделяют следующие концепции управления персоналом :

  • 1. Использование трудовых ресурсов (labour resources use) с конца XIX в. до 60-х гг. XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР - в эксплуатации труда государством.
  • 2. Управление персоналом (personnel management). Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль - должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
  • 3. Управление человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».
  • 4. Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами.

Ресурсный подход

Ресурсный подход (англ. Resource-based view ) - это подход к стратегическому анализу деятельности организации , в рамках которого уделяется большое внимание специфичным для организации ресурсам и компетенциям в контексте её конкурентного окружения. Ресурсный подход был опубликован в статье Джея Барни «Ресурсы компании и устойчивое конкурентное преимущество» и стал впоследствии новым этапом в развитии конкурентного анализа. Одной из сильных сторон ресурсного подхода является возможность с помощью него объяснить в доступных терминах причины успеха компаний, применение компетентностного подхода на практике и разработку конкурентных стратегий развития организации.

Ресурсы организации

Конкурентное преимущество

Компания имеет конкурентное преимущество, когда она «реализует создающую для покупателей ценность стратегию, которую при этом не использует ни один из ее конкурентов на данном рынке» . Устойчивым конкурентное преимущество называется в том случае, когда «ни один из ее настоящих или потенциальных конкурентов при использовании той же стратегии не сможет получить сопоставимый выигрыш от реализуемой стратегии» . В данном подходе устойчивость означает долгосрочную сохранность от копирования конкурентами. Ресурсный подход, однако, допускает, что со временем (в ходе структурных изменений отрасли) источники конкурентного преимущества могут потерять свою актуальность и выйти из разряда стратегически-важных.

Источники конкурентного преимущества

Ресурсы компании, которые могут стать источниками устойчивого конкурентного преимущества, должны быть нестандартизированы (неоднородны) и немобильны. В противном случае, когда несколько игроков на рынке обладают схожими ресурсами, любая компания может повторить стратегию другой и получить сопоставимый результат, что противоречит определению устойчивого конкурентного преимущества.

В рамках теории выделяют четыре характеристики , которыми обладают ключевые ресурсы компании: они должны быть

  • ценными;
  • редкими;
  • неполностью поддающимися имитации;
  • незаменимы другими нередкими и воспроизводимыми ресурсами-заменителями.

Под ценностью понимают способность компании за счёт ресурса использовать возможности или нейтрализовать угрозы внешней среды. Даже если ресурс обладает всеми прочими характеристиками, но не помогает компании взаимодействовать со внешней средой, он не может считаться стратегическим.

Редкость ресурса определяется степенью распространенности его среди компаний-конкурентов. Для некоторых стратегий требуется не один, а несколько ресурсов, поэтому редкость можно рассматривать применительно к набору ресурсов, необходимого для обеспечения конкурентного преимущества.

Неполностью поддающиеся имитации ресурсы обладают несколькими отличительными особенностями, которые не позволяют конкурентам произвести их полную имитацию за счёт других ресурсов: их появление вызвано уникальными условиями внешней среды в прошлом; их связь с вызванным ими конкурентным преимуществом не до конца изучена; они характеризуются сложными социальными связями. В других источниках в качестве причин неполной имитации также выделяют физическую уникальность ресурса (недвижимость, иточники сырья) и «экономическую защиту», когда имитация ресурса невыгодна с экономической точки зрения из-за емкости рынка.

Последняя особенность, незаменимость, возникает, когда ни один из других нередких и вопроизводимых ресурсов не может быть использован схожим образом для формирования конкурентного преимущества.

Коллис и Монтгомери рассмотрели более практико-ориентированный подход к определению ключевых ресурсов и установили пять отличительных особенностей ресурсов данной категории. Ресурс можно отнести к группе стратегически-важных, когда

  • его сложно скопировать;
  • он устаревает медленно;
  • принадлежит компании, а не её сотрудникам или клиентам;
  • не может быть легко заменен;
  • превосходит аналогичные ресурсы конкурентов.

Первая и четвёртая характеристики сопадают с таковыми у Д. Барни, остальные же затрагимают вопросы о долгосрочности ресурса, праве собственности на него и его относительную ценность. Стратегически-важные ресурсы должны быть актуальны для компании в долгосрочном периоде, право собственности должно быть закреплено за компанией, а ценность должна быть измерена на основе объективной информации, желательно, с помощью внешнего эксперта. Менеджеры должны разрабатывать стратегии, которые опираются на ресурсы, в полной мере отвечающие приведенным требованиям. Большинство таких ресурсов нематериальны, что отражает стремление обращать большее внимание на культурные и технологические аспекты копроративных ресурсов. Многие ресурсы, в частности связанные с особенностями корпоративной культуры, нельзя определенно отнести к сильной стороне или слабой из-за их сложной социальной природы, поэтому компания должна думать на шаг вперед конкуренции и при необходимости уделять больше внимания тому или иному ресурсу. Из-за сложной полной перемен внешней среды может возникнуть необходимость в дополнительном инвестировании в ресурсы с целью их обновления в соответствии с рыночными условиями.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ресурсный подход" в других словарях:

    Социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования (квалификации), и… … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) … Википедия

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ один из видов социального отношения; состояние противостояния, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности. Теоретически… … Философская энциклопедия

    НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА - реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике. Попытки определить различные показатели, характеризующие научно исследовательский потенциал, были… … Современный философский словарь

    - (экотуризм) это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий (Лукичев А.Б. Сущность устойчивого и экологического туризма // Российский Журнал Экотуризма. –… … Википедия

    Экологический туризм (экотуризм) это те варианты, виды и способы познавательных путешествий различной сложности (в т.ч., например, adventure travel), для которых главным ресурсом, а также мотивацией является естественная природная среда, или её… … Википедия

    Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия

    Мировая экономика - (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

1

Актуальность статьи определяется основными положениями стратегии устойчивого развития, Всемирной программы ООН «Десятилетие образования для устойчивого развития», потребностями теории и практики воспитания школьников в разрешении педагогических и организационно-педагогических противоречий. Методологическую основу исследования составляют гуманистические идеи ресурсного подхода: об устойчивом успехе как достижении цели, уникальности профессиональных компетенций, конкурентных преимуществах организации. Применение идей ресурсного подхода в области развития воспитания требует определения понятий. Автор рассматривает три группы понятий. Первую группу составляют родовые понятия: потенциал, условие, ресурс. Во второй группе анализируются видовые понятия: воспитательный потенциал, ресурсные условия, воспитательный ресурс, развитие воспитания. Виды воспитательных ресурсов: проектируемые, уникальные, технологии опережающего управления и информационного обеспечения. И наконец, рассматриваются понятия, отражающие идеи ресурсного подхода в воспитании школьников и управлении развитием воспитания. Определения понятий отражают основную ценность ресурсного подхода для развития воспитания школьников – обращенность на личностные ресурсы ребенка и внутренние преимущества образовательной организации в процессе воспитания.

ресурсный подход к управлению развитием воспитания.

ресурсный подход в воспитании

ресурсы развития воспитания

ресурсные условия

воспитательные ресурсы

воспитательный потенциал

потенциал

1. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С. А. Калашникова // Молодой ученый. – 2011. – № 8. – Т.2. – C. 84-87.

2. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. – М., 2012. – С.14.

3. Политический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovarus.ru/?di=5889

4. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. – 2003. – № 3. – С.18-47.

5. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» от 1 июня 2012 г. № 761.

6. Фельдштейн Д.И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества \ Доклад от 29 октября 2013 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raop.ru/assets/files/Feldshtein_29_10_2013.pdf

7. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnye_resursy

Современная модель новой школы связывается с развитием личностных ресурсов ребенка, индивидуализацией его образовательной траектории, ресурсным обеспечением развития воспитательной компоненты общеобразовательной организации в целях самореализации обучающихся. Сегодняшнее внимание к ресурсному подходу, возникшему на Западе еще в 50-70-е гг. прошлого века, его применение в различных научных сферах (экономике, медицине, психологии, образовании, стратегическом менеджменте) приобретает все большую популярность. Ресурсный, биосферный и интегративный подходы дали методологическое основание концепции устойчивого развития как стратегии развития мирового сообщества в ХХI веке. Ее основная идея представлена в известном докладе комиссии под председательством Г.Х. Брутланд «Наше будущее» (1987 г.): «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» . В основу концепции устойчивого развития были положены следующие гуманитарные принципы: благополучие населения; сохранение высокого качества окружающей среды; экономическое развитие; решение социальных проблем; обеспечение международной безопасности. В целях реализации данной концепции одной из мер стала Всемирная программа «Десятилетие образования для устойчивого развития», объявленная ООН в 2005 г. Образование для целей устойчивого развития предполагает гуманитаризацию и экологизацию технического и экономического образования, что обеспечивает устойчивость социального успеха личности и выживание человечества.

До настоя-щего времени сущность ресурсного подхода в педагогической литературе по проблемам воспитания, как показывает анализ, подробно не рассматривалась. С позиций ресурсного подхода исследовались проблемы: организация образовательного процесса (Т.А. Цецорина), управление развитием образовательной среды школы (Е.И. Иванова); управление развитием школы (В.М. Лизинский). Так, М.П. Нечаев, исследуя воспитывающий потенциал образовательной среды школы, определил его как совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей; компонентами воспитывающего потенциала исследователь считает социальный, духовный и материальный компоненты [ 2 ].

Идеи ресурсного подхода имеют серьезные личностно-ориентированные и гуманистические основания. Они отвечают запросам такой глубоко гуманитарной сферы, как воспитание подрастающего поколения в условиях современных вызовов, глобального кризиса, неопределенности и конкурентности. Цель данной статьи - дать определения понятиям, отражающим идеи реализации ресурсного подхода применительно к проблеме развития воспитания обучающихся в общеобразовательной организации.

Прежде всего, рассмотрим сущность понятий ресурс, потенциал, условия, которые являются родовыми по отношению к понятиям воспитательный ресурс, воспитательный потенциал, условия развития воспитания.

Известно, что главный тезис ресурсного подхода - устойчивый успех (как достижение поставленной цели) зависит от наличия уникальных ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые определяют (конкурентные) преимущества (Дж. Барни, К.К. Прахалад, Р. Рамельт, Г. Хамел и др.). Стратегия ресурсного подхода сформировалась как альтернатива другой стратегии - адаптивному подходу - и отражает следующие идеи:

  • важна не адаптация к внешней среде, а опережающее создание, удержание и развитие специфических ресурсов как залога лидерства;
  • не конкурентоспособность, а создание уникальных организационных компетенций, управление качеством, системная интеграция;
  • не повторение модели поведения других, а развитие уникальности, неповторимости услуг и ресурсов.

Руководители, менеджеры должны не адаптироваться к внешним неконтролируемым силам среды, а создавать и развивать конкурентные преимущества на основе портфеля уникальных организационных компетенций. Тогда ресурсы превращаются в конкурентные преимущества . Под «ресурсами» обычно подразумевают реальные «запасы, источники» чего-либо или «средства», с помощью которых происходят изменения объекта или субъекта. Ресурс, в отличие от потенциала (как совокупности всех имеющихся возможностей) - это всегда реальный актив на пути к успешному достижению цели, которым можно пользоваться, расходовать его, накапливать, объединять, разделять, воспроизводить, управлять им и т.д. Потенциал, являясь совокупностью возможностей, превращается в ресурс, если созданы для этого необходимые условия, без которых невозможно достижение и существование ресурса.

Логика нашего исследования требует дальнейших рассуждений, чтобы дать определения следующей триаде понятий: развитие воспитания, воспитательный потенциал, ресурсные условия.

Современные дети взрослеют под влиянием последствий глобального кризиса и информатизации общества. Они испытывают на себе влияние как воспитательных ресурсов общества (ценность знаний, олимпийского движения, традиций воинской славы и др.), так и анти-ресурсов (разобщенность поколений, соблазны виртуального мира, угрозы терактов, экспансия насилия в СМИ, скандальные разоблачения чиновников, распространение наркотиков и т.д.).

Под влиянием социума и отечественной системы образования, по мнению ученых-психологов, изменяется социологический и психологический портрет ребенка, его личностный ресурс, который складывается из ресурсного состояния (физического и психологического здоровья, энергии) и личностной составляющей (наличия сил, состояния духа и внутренней готовности к решению поставленных задач) . Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что у дошкольников снизилось когнитивное развитие, двигательная энергия, любознательность, воображение и мн. др.; у младших школьников наблюдается недостаток социальной компетентности, речевого развития, повышение агрессивности, нежелание учиться и быть самостоятельным и др.; у подростков проявляется тяга к поиску жизненных смыслов, рост тревожности, чувства одиночества и ненужности миру взрослых .

К сожалению, мир взрослых и ближайшие к детям его представители - родители и педагоги, которые должны и могли бы стать надежной опорой для благополучного взросления детей, не всегда способны к быстрым изменениям социума и согласованным действиям в интересах детства. Например, ресурс ответственного родительства сформирован слабо, так как часто направлен на удовлетворение первичных (физических) и материальных потребностей детей; ограничен потребительским отношением родителей к школе; характеризуется неуважением к правам и свободам ребенка, дефицитом культуры потребления образовательных услуг.

В психологических исследованиях изменения в состоянии подрастающего поколения отмечаются как значительные. «Если раньше, - пишет Д.И. Фельдштейн, - устойчивые состояния детей наблюдались на протяжении столетий, затем десятилетий, то сегодня развитие общества так прессингует на развитие растущего человека, что изменения в его психике происходят уже через 5-6 лет, требуя определения новых средств познания ребенка, средств, ранее не имевшихся» .

На наш взгляд, в качестве такого средства или методологического основания для изучения современных школьников, проблем воспитания и социализации может выступать ресурсный подход, который позволяет выявить и сформулировать противоречия:

  • между интенсивно изменяющимся и развивающимся личностным ресурсом ребенка и невостребованностью в полной мере его потенциала (возможностей для творчества, труда) в семье, в школе, в обществе;
  • между воспитательным потенциалом системы образования, проявляющимся в многообразии теоретических подходов и педагогических практик, и дефицитом воспитательных ресурсов современной образовательной организации для решения новых задач;
  • между социальным заказом государства и общества на воспитание граждан, способных содействовать процессам инновационного развития, и неразработанностью механизмов и системы ресурсного обеспечения развития воспитания.

Так, воспитательный потенциал мы определяем как совокупность всех возможностей отдельного лица, семьи, системы образования, общества, государства в области воспитания подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи может определяться, например, уровнем педагогической культуры родителей, семейным укладом и традициями.

Под развитием воспитания мы понимаем целенаправленное создание ресурсных условий для преобразования воспитательного потенциала системы образования (образовательной организации) и социума в воспитательные ресурсы, обеспечивающие динамику личностного роста обучающихся и непрерывное совершенствование единого образовательного пространства школы (города, региона).

Ресурсные условия - это необходимые и минимальные обстоятельства для преобразования воспитательного потенциала системы образования и социума в воспитательные ресурсы субъектов и институтов воспитания.Ресурсными условиями мы называем те, которые направлены на создание воспитательных ресурсов. Например, условиями выхода школьников на лыжную прогулку является наличие сопровождающих взрослых и оформление «пакета» документов. А воспитательный потенциал лыжной прогулки можно реализовать, если будут созданы педагогические условия: увлекательный маршрут или интересное детям задание.

Прежде чем дать определения понятиям ресурсы развития воспитания, воспитательные ресурсы, ресурсный подход в развитии воспитания, важно ответить на вопросы: всегда ли правомерно говорить о ресурсе? все ли, что в специальной литературе называется ресурсом, действительно, им является?

Большинство исследователей считает, что ресурсом может быть любой объект в системе, если он стабильный, специфичный, которым пользуются, разделяют, преумножают, разделяют его, управляют им и т.д. Например, человеческий ресурс - это чаще профессиональное явление, он становится определяющим в условиях развития любой гуманитарной структуры, выступая, по сути, в роли доминирующего фактора в управлении развитием образовательной среды школы.

Мы склонны думать, что если ресурс является реальным активом , то он обладает признаками: а) сформированности (сильный\слабый, было\стало); б) качества (высокое\низкое, новый\прежний); в) доступности (организация доступа, есть\нет в наличии); г) ограничения (этот\иной, выбрано\отказано). Например, ресурсом в воспитании детей является школьный музей, так как отвечает статусу, сертифицирован; имеет набор качеств (эстетических, информационных); имеется график работы, создано детско-взрослое сообщество; ограничением является выбор тематики (краеведческий, истории школы) и площадь экспозиции. Далее, программа также становится одним из ресурсов развития воспитания, если в ней определены какие-либо модели изменений (личности, группы, коллектива) и перспективы развития воспитательной системы, обозначены реальные этапы личностного роста школьника, разработаны критерии результативности и эффективности программы. Вместе с тем программный ресурс приобретает известные ограничения, основанные на личных предпочтениях педагогов в выборе тех или иных форм, методов, технологий воспитания.

А какими характеристиками должно обладать внеурочное мероприятие, чтобы стать воспитательным ресурсом, а не анти-ресурсом? Конечно, основными признаками ресурса:

а) сформированностью комплекса воспитательных воздействий (целенаправленность, познавательность, эмоциональность, эстетичность, субъектность позиции ребенка);

б) качествами событийности (закрепление влияния н личном опыте ребенка, в традиции класса, в истории школы и др.);

в) доступностью участия каждого школьника соответственно его возрасту и способностям (социальная проба, социальная инициатива, социальное творчество и т.д.);

г) ограниченностью (проявится в массовом характере воспитательного влияния и личностных особенностях присвоения идей, ценностей, фиксируемых в процессе рефлексии или последующей оценочной деятельности).

Таким образом, воспитательный ресурс - это реальный актив (результат, продукт) воспитательной деятельности субъекта, достигаемый в процессе реализации идей ресурсного подхода в воспитании.

Виды воспитательных ресурсов:

  • проектируемые воспитательные ресурсы, отражающие новые смыслы воспитания, которые существуют в форме концепции, программы, зафиксированной идеи или миссии воспитания школы;
  • уникальные воспитательные ресурсы, отражающие уникальные компетенции всех субъектов воспитательной деятельности. Они существуют в форме знания, информации; «прорывных» идей и проектов; в форме зафиксированного качества результата, инновационного продукта, освоенной инновации; в форме авторских методик, освоенных педагогами компетенций;
  • технологии опережающего создания условий - прогнозирования, проектирования, программирования, планирования;
  • технологии информационного обеспечени я воспитательной деятельности - ИКТ, масс-медиа, консалтинговые, диалоговые, экспертизы, тренинговые и пр.

Ресурсы развития воспитания - это управленческие ресурсы, обеспечивающие непрерывность процесса развития воспитания. К ним относятся нормативно-правовые, кадровые, научно-методические, организационные, информационно-коммуникативные, капитальные, финансовые ресурсы.

В качестве рабочих мы принимаем также следующие определения понятий:

ресурсный подход в воспитании - это создание условий для продуктивного взаимодействия всех субъектов единого воспитательного пространства в целях удовлетворения интересов и потребностей детей в личностном росте и творческом развитии, чтобы их человеческие ресурсы (духовные, когнитивные, коммуникативные и др.) стали определяющими в процессе совершенствования воспитательной системы образовательной организации;

ресурсный подход в управлении развитием воспитания предполагает реализацию совокупности новых смыслов воспитания, профессиональных и организационных уникальных компетенций субъектов воспитательной деятельности, технологий опережающего управления и информационного обеспечения для решения задач воспитания и достижения эффектов социализации обучающихся.

Итак, определения понятий отражают основную ценность ресурсного подхода для развития воспитания школьников - обращенность на внутренние характеристики личности и преимущества образовательной организации.

Рецензенты:

Демакова И.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г. Москва.

Логинова Л.Г.,д.п.н., профессор, ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Клочкова Л.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12821 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Основные средства